• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: ЧТОБЫ ПОТОМКИ ЗНАЛИ

В конце прошлого года в перечень нематериальных памятников культурного наследия человечества ЮНЕСКО была включена многонациональная номинационная заявка «Наследие Коркыта ата: эпическая культура и музыка». Признание наследия нашего великого предка – важное достижение не только области, но и всего Казахстана. В этом есть изаслуга нашего земляка – старейшины региональной журналистики Ахата Жанаева.

Коркыт – знаменитый поэт, непревзойденный музыкант, герой легенд с глубоким философским смыслом, стал золотым фундаментом нашей духовности. Создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе, он оставил богатое литературно-музыкальное наследие, получившее широкое распространение на земле Сыра. Кюи – одно из самых прекрасных и сокровенных наследий казахской традиционной музыкальной культуры. Нет достоверных сведений о том, когда зародился этот жанр, но это полное магии и очарования, завещанное нашими предками искусство с древнейших времен остается неразрывной частью народной духовности. Как говорил великий Абай: «Проникнув в душу, слух ласкает душевная песня и сладостный кюй». Не одно поколение казахского народа выросло и было воспитано на высоком и благородном наследии таких великий кюйши, как Курмангазы, Даулеткерей, Байжигит, Таттимбет, Казангап, Сугир, Тока и Абыл. Бесспорным остается тот факт, что наличие ранних плас-тов инструментальной музыки казахов связано с активным функционированием в кочевой культуре, в частности, такого инструмента, как кобыз. Многие исследователи поддерживают мнение о том, что этот инструмент тесно связан с миропониманием кочевников и в некотором роде моделирует строение его космоса. Тому свидетельство – чудесный миф о том, как Коркыт, сидя на воде, долго завораживал своей игрой смерть и как она все же настигла его в облике змеи, смертельно ужалившей музыканта в тот момент, когда он заснул лишь на мгновение.

Древними кобызистами были баксы (шаманы), абазы (жрецы, старейшины) и жырау (древний тип эпического певца-сказителя). До нас дошли имена некоторых из них. Это известные по казахскому эпосу и легендам Сыпыра жырау, Кетбуга жырау, баксы Койлыбай, Кербала, Каракожа, Шумен, Баубек и другие. Загадочный цикл кюев Коркыта унаследовал один из известных в низовьях Сыра кобызист Сокыр Нышан. Будучи баксы, он был замыкающим в традиции исполнения кобызовых кюев в шаманском ритуале. Именно этот удивительный самородок стал первой и ключевой фигурой, способствовавшей зарождению в душе еще маленького Ахата любви к народным истокам, к музыкальному искусству казахского народа. Как признался ветеран, именно эта любовь в дальнейшем зародила в нем тягу к познаниям и исследованиям богатого культурного наследия родной земли. Хоть и не был он музыкантом по профессии, но народную музыку чувствовал душой.

– Мое детство прошло в Кызылорде. Это были тяжелые годы Великой Отечественной войны, – вспоминает А.Жанаев. – Мы жили в небольшом домике по улице Войтинцева. Мама часто отправляла нас с братом на старый рынок за мелкими покупками. Я всегда радовался этим походам, так как каждый раз наслаждался невероят-ной музыкой, которую исполнял сидевший у входа на рынок слепой кобызист. Люди его звали Сокыр Нышаном (Слепой Нышан), относились к нему с особым уважением и почтением. Звуки кобыза завораживали прохожих, а мастерство исполнения кюев умиротворяло, а порой приводило в необъяснимое оцепенение и волнение. Рядом с рынком в те годы был расположен областной военный комиссариат, ныне художественная галерея. Во время призыва в армию новобранцы никогда не проходили мимо кобызиста. Для каждого из ребят было очень важным перед самым ответственным шагом в жизни получить бата – благословение этого человека. С нами по соседству в те годы жила семья известного железнодорожника, депутата Верховного Совета СССР Сергазы Уполходжаева. Часто кюи Сокыр Нышана удавалось послушать и в его доме. Музыкант был родственником депутата. Как мог так виртуозно исполнять музыкальные произведения на кобызе этот слепой человек? Нас, детей, в то время это очень поражало. Будучи мальчишкой я не знал, что кюи, которые исполнял Сокыр Нышан, принадлежали великому Коркыту.

Сокыр Нышан родился в 1883 году в ауле Когалыколь Сырдарьинского района. В двухлетнем возрасте он ослеп на оба глаза. Таковы были последствия перенесенной им черной оспы. В пять лет остался круглым сиротой, испытал нищету и голод. Лишенный всех радостей жизни, свое спасение слепой ребенок находит в кобызе. Он быстро освоил нелегкий и невидимый ему инструмент. Спустя годы музыкант исполнял всеми любимые кюи. Мастерство кобызиста пришлось по душе людям. Его так и прозвали в народе Сокыр Нышан. Настоящее имя его Исмаил, отца звали Шамен. В годы, когда Кызылорда была столицей Казахстана, город стал духовным центром. Здесь творили многие известные деятели искусства и культуры. Кюи Коркыта в исполнении Исмаила Шаменулы слушали Сакен Сейфуллин, Алиби Жангельдин, Сара Есова, Алькей Маргулан, Бейимбет Майлин, Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов, Ильяс Жансугуров и другие.

Ахат Жанаев не один десяток лет отдал своему любимому делу в жизни – радиожурналистике. Его имя для старшего поколения кызылординцев неразрывно связано с работой областного и Казахского радио. Более тридцати лет он проработал собственным корреспондентом республиканского радио по Кызылординской области. Ветеран отечественной радиожурналистики – ученик известных корифеев советского радио Юрия Арди, Константина Ретинского, Ираклия Андронникова, Михаила Трегубова. Высокую оценку профессиональным навыкам молодого кызылординского специалиста в годы государственной производственной практики на Всесоюзном радио дал любимый советским народом диктор Юрий Левитан. Ахат брал интервью у космонавта Германа Титова, Чингиза Айтматова, Розы Баглановой, Сабиры Майкановой, Ибрая Жахаева и многих других легендарных личностей. А.Жанаев – автор многих радиопередач о казахской музыке, нацио-нальном фольклоре. Не только казахстанцы, но и представители казахской диаспоры из стран дальнего зарубежья старались не пропустить его передачи на Казахском радио. С большим упоением слушали народную казахскую музыку, песни, терме, жырау, народные поэмы-дастаны, кюи. Где бы ни находился наш земляк, он был в постоянном поиске всего того, что касалось музыкального наследия казахского народа. Так, в начале шестидесятых годов прошлого столетия в Москве в Центральной библиотеке он начал изучать очень редкий 58-томный музыкальный энциклопедический словарь 1913 года. В 24 томе на 146 странице кызылординский студент прочитал следующее: «Их, казахов, песни-поэмы разнообразны и многочисленны и что удивительно не повторяют друг друга. Народная легенда гласит о неземном сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, как парящая высоко в небе божественная птица, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями». Эти слова принадлежали известному русскому ученому, этнографу и искусствоведу Дмитрию Клеменцу. Это описание, легенда, кажется, нас возвращает в далекие VIII-X века, в те годы, когда жил и творил великий Коркыт. Как бы то ни было, эта легенда еще раз подтверждает великую божественную силу казахской музыки. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди, пришлые со стороны, наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в XVIII-XIX веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в музицирование всего населения – от детей до глубоких старцев. Среди них известный российский искусствовед Потанин. Возрождению древних казахских музыкальных инструментов способствовал Затаевич.

Уже на родной земле, с первых дней работы на областном радио А.Жанаев приступил к своей главной миссии в жизни. Он хотел сохранить бесценное наследие – кюи Коркыта, которые знал Сокыр Нышан. К сожалению, у кобызиста на тот момент не было инструмента. Немало времени было потеряно в поисках хорошего кыл-кобыза. Нужен был древний инструмент, однако отыскать его не удалось ни в отдаленных аулах у потомков казахских кюйши и жырау, ни в хранилищах музеев. Лишь в 1975 году, когда музыканту перевалило уже за 90, удалось найти долгожданный кобыз.

– Как-то в одной из телепередач увидел коллекцию древних национальных инструментов ученого-фольклориста, искусствоведа Болата Сарыбаева, – рассказывает мой собеседник. – Тут же позвонил в
Алматы фольклористу Мардану Байдиль-даеву с просьбой привезти один из старинных кобызов Сарыбаева. С М.Байдильдаевым мне не раз приходилось работать вместе в нашей области. Уже через день заветный инструмент был доставлен Исмаилу Шамен-улы. Он долго настраивал его, «примерял на себе». И вскоре мне удалось осуществить свою давнюю мечту.

Из музыкального наследия Коркыта известно около двадцати произведений. Двенадцать из них исследователю казахского фольклора А.Жанаеву с помощью М.Байдильдаева удалось записать на магнитофонную ленту. На ноты были записаны такие кюи, как «Башпай», «Желмаяның желісі», «Әуіпбай, Әуіпбай», «Ұшардың ұлуы», «Тарғыл тана», «Аққу күйі» и другие. По просьбе исследователей Сокыр Нышан рассказал об истории создания и содержании каждого кюя. Интересна, например, история создания кюя «Ұшардың ұлуы». У одинокой старухи был единственный сын-охотник. На быстроногом скакуне он с гончей по кличке «Ұшар» охотился в пойме Сырдарьи. Вскоре он погиб при неизвестных обстоятельствах, и по обычаю предков аул перекочевывает. На новом месте старуха вскоре обнаружила, что пропала гончая и отправилась на ее поиски. Вернувшись на место прежнего стойбища, она увидела собаку у могилы своего хозяина.

После завершения работы М.Бай-дильдаев забрал записи в Алматы и передал бесценную коллекцию в золотой фонд Института литературы и искусства имени М.Ауэзова Академии наук.

На возрождение кюев Коркыта А.Жанаев потратил 15 лет. Это были нелегкие годы. Идеология той эпохи особо не приветствовала творчество древних кобызистов баксы-шаманов. Возникало немало сложностей из-за почтенного возраста Сокыр Нышана. А.Жанаеву приходилось психологически настраивать и подбадривать аксакала перед каждым кюем. В 1970-х годах журналисту при помощи звукозаписывающих компаний удалось записать музыкальное наследие присырдарьинских певцов-сказителей – «Сыр сүлейлері». Сегодня это достояние хранится в золотом фонде казахского радио.

А.Жанаев – Почетный журналист Казахстана, Отличник культуры РК, Отличник Казахского радио и телевидения. Он автор книг «Бұқарбай батыр», «Алмас тілді ағалар», «Арманда кеткен арысым», «Қазақ қайдан тараған?».

Со времен исследования А.Жанаевым музыкального наследия Коркыта прошло 44 года. В рамках государственной программы «Культурное наследие» кюи нашего великого предка тюркоязычных народов вошли в антологию «Тысяча казахских традиционных кюев». На родине мыслителя сооружен мемориальный комплекс, действует музей. Традиционными стали в области международные научно-практические конференции «Коркыт и тюркоязычный мир», фестивали «Коркыт и музыка Великой степи». В прошлом году кюи Коркыта вошли в список нематериальных памятников культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Наставник А.Жанаева известный тюрколог, доктор филологических наук, профессор Ауельбек Конратбаев в свое время высоко оценил вклад своего ученика. Вот, что он писал: «В народе бытует крылатое выражение «Сыр елі – жыр елі» («Земля Сыра – родина жыра»). В низовьях Сырдарьи жили и творили великие музыканты и сказители, жырши, кюйши, творческое наследие которых стало достоянием всего тюркского мира. Ты тоже с помощью радио широко и непрерывно пропагандируешь культурное наследие своего народа. Я очарован прекрасными терме сказителей – «Сыр сүлейлері» в твоих архивах! Дорогой, тебе благодарен народ, наши предки. Это большое достояние! А твои записи и возрождение бесценных кюев Коркыта – это равносильно подвигу».

Ветерану-журналисту в июне исполнилось 85 лет. Несмотря на преклонный возраст, А.Жанаев полон сил и энергии, принимает участие в общественной жизни региона, работает над очередной книгой.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Кызылординские вести / Третья полоса 13 июль 2019 г. 1 309 0