• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КОНЬ – ВЕРНЫЙ ДРУГ КОЧЕВНИКА

Лошадь на подворье у сельчан – не редкость. А вот найти для нее хорошую сбрую – нелегко. Да и мастеров, способных изготавливать амуницию для коней, сейчас не так много. А с появлением железного коня старинное ремесло ушло в тень. Несмотря на то, что сейчас этой профессии нет в официальных реестрах, спрос на результат их труда растет. О секретах изготовления конской упряжи и седел много знает кызылординец Кожабек Жаппасбай. – Несмотря ни на что, профессия «шорник» продолжает существовать, – начал нашу беседу Кожабек ага. – Конская упряжь, седло, камча… – все это дело рук мастеров-шорников. В наши дни это ремесло относится, можно сказать, к экзотическим, а ведь когда-то красивая конная упряжь была гордостью хозяев, да и труд мастеров ценился высоко. Раньше за хорошую, качественную сбрую могли дать и коня.

В роду у Кожабека ага мастеров-ремесленников не было, постигать азы ремесла он начал с детства. С десяти лет участвовал в скачках, почти всегда занимал призовые места. Очень часто после скачек подростку приходилось самостоятельно чинить подпруги, сбрую, чепрак и прочую конскую упряжь. Отсюда и пошло увлечение, которое стало делом всей жизни.

– Чтобы не надоедать взрослым наездникам просьбой о помощи, решил сам научиться всем премудростям изготовления и ремонта конской упряжи, – улыбается мастер. – Конечно же, поначалу прибегал к помощи мастеров, всегда с восхищением смотрел, как ловко в руках умельца получались красивые изделия, и постепенно стал пробовать делать что-то сам. Мне было интересно этим заниматься, ведь лошадьми я бредил с раннего детства и все летние каникулы проводил в конюшне. Я очень гордился, когда сам пошил первую упряжь для лошади – такой точно не было ни у кого!

Мало кто понимает лошадей так, как Кожабек ага, а его сбруи известны за пределами Кызылорды. Процесс изготовления наряда для лошади, по его словам, трудоемкий, долгий. Надежность и срок службы всей упряжи зависят от материала, поэтому мастер отдает предпочтение натуральной коже, которая не доставляет коню неприятных ощущений. Самый ходовой товар, по словам мастера, седла. Чаще всего приходится реставрировать старые. К этому атрибуту верховой езды наездники со стажем предъявляют особенные требования. Плохое седло, неудобное, неправильное, может травмировать спину, холку лошади.

– Конечно, сейчас можно заказать через интернет любое седло, но ручная работа лучше, когда учитываются все особенности телосложения и размеров лошади. В изготовлении седла есть несколько стадий. В первую очередь необходимо сделать шаблон, чтобы седло пришлось впору лошади. Затем делаются боковые стороны седла из крепкого дерева. Следующий этап – дубление, там, где седло соприкасается со спиной лошади. Отмечу, что дубление применяют только казахские мастера. Заключительный этап –
обивание седла кожей. Раньше мастера изготавливали одно седло и упряжь для лошади год, а то и больше. Со временем технология претерпела изменения, и сейчас на это дело уходит не больше месяца-двух. Большая часть времени уходит на серебрение, тиснение, украшение узорами… Считаю, что в деле изготовления седла казахским мастерам нет равных. Безусловно, меня радует то, что в последнее время у людей стал возрождаться интерес к разведению на своем подворье лошадей. А когда будут лошади, для них нужна будет и сбруя, которую изготавливают шорных дел мастера.

Кожабек ага с удовольствием показывает свои изделия – хомуты, уздечки, седла, подпруги и делится секретами их изготовления. К примеру, упряжь должна быть одновременно прочной, легкой, простой в изготовлении и ремонте, а также универсальной для различных видов хозяйственного использования. Она не должна вызывать повреждений или боли, связывать движения лошади, затруднять дыхание и кровообращение. Удила подбирают в зависимости от темперамента лошади. Возбудимой лошади нужны более «мягкие», то есть, толстые удила, спокойной – «жесткие», тонкие. Раньше экипировка коня у казахов была важнейшим показателем социального статус всадника, она указывала на его родоплеменную принадлежность. В традиционный набор конской упряжи казахов «ер тоқым» входили седло (ер), кожаные чепрак-потник (тоқым) и тебеньки (тебеңгі), узда с оголовьем (жүген), нагрудник (өмілдірік), потфея-подхвостник (құйысқан), подпружные ремни (тартпа), стремена (үзенгі) и плеть (қамшы). К слову, в культурно-бытовом укладе казахского народа камча занимала особое место. Казахская камча считалась священным предметом и имела глубокий сакральный смысл как символ мужского начала, воина-батыра.

– У казахов были свои правила использования камчи, – рассказывает мастер. – Когда просили слова для выступления, бросали камчу на середину. По тому, как ее держали в руках, можно было определить настрой гостя. Если плеть свободно свисала – значит, не с добром в дом пришел. Если сложена и ее конец в руке –
человек пришел с миром. Камча превращалась в грозное оружие, если в нее вставляли металлический стержень, а в самый кончик – кусочек литого металла. Удар едва выдерживали верблюды и быки. Согласно этикету наших предков, входя в юрту или находясь не в седле, следовало держать камчу в правой руке, вдвое сложенной, не размахивая ею. Показывать кому-либо направление дороги или указывать на какой-либо объект всаднику следует не рукой, а сложенной камчой. Нельзя плетью бить землю, детей, дом, войлок. Кочевник входил в чужую, незнакомую юрту без камчи в руках. Оставлял ее в седле или убирал в сапог. Камча раньше висела в каждом доме, как оберег от дурных людей и злых духов. Считается, что она пропитана потом коня, к такой плети боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила. Камча оберегала шанырак от злых духов, помогала всаднику обуздать резвого скакуна. У кочевников было положено, чтобы она висела в каждой юрте на видном месте.

Кожабек ага может многое рассказать об обычаях, традициях и преданиях, суевериях, связанных с лошадью. Конь – любимое животное степняков, надежный друг кочевника. Жизнь наших предков с самого рождения была связана с лошадью. В бытовой жизни кочевников конь всегда занимал главное место, – говорит мастер. – «Лев – царь зверей, конь – царь домашнего скота», «Конь – крылья батыра», «Неудачливого джигита выручает удачливый конь», – гласит казахская народная мудрость. «В жизни много трудностей, но если у тебя нет хорошего верного коня, это равносильно твоей смерти», – поется в народной песне. Казахи издревле считали, что кони помогают излечивать людей от болезней. Полагали, что нечистая сила боится коней, стоит коню появиться, как шайтаны покидают больного человека, он выздоравливает. Есть поверье, что грива и хвост лошади оберегают от злых духов и опасностей. К колыбели привязывают волосы из гривы и хвоста лошадей.

Мастер с большим удовлетворением воспринял новость о том, что ЮНЕСКО признала обряды казахских коневодов достоянием человечества.

– И хотя кочевой образ жизни в силу обстоятельств остался в прошлом, такие ритуалы, как «бие байлау» (привязывание кобылиц), «айғыр қосу» (включение жеребца в табун), «қымыз мұрындық» (проба первого кумыса), в народе по сей день живы, –
говорит Кожабек ага. – Эти обряды проводятся в начале мая и имеют прямое отношение к коневодческому календарному циклу, знаменуя собой для скотоводов завершение старого и начало нового сезона. Издревле это отмечалось как большой народный праздник. Включение этих традиций в список ЮНЕСКО должно стать стимулом для их популяризации и сохранения для будущих поколений.

Мастер уверен, что необходимо активнее развивать национальные виды спорта кокпар, аударыспак, привлекать к играм в первую очередь городскую молодежь, открывать клубы верховой езды.

– Издревле умение уверенно держаться в седле было одним из главных условий выживания на просторах Великой степи. Именно поэтому кочевники приучали своих детей к верховой езде с малых лет, – говорит Кожабек ага. – Как отметил Елбасы Нурсултан Назарбаев в своей статье «Семь граней Великой степи», всадничес-кая культура – часть нашего генетичес-кого, культурного кода. Одомашнивание лошади положило начало культуре всадничества. Именно это животное считается одним из семи сокровищ у казахов. Сохранить всадничество, как одну из культурных граней Великой степи – задача для нынешнего поколения.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Третья полоса 23 июль 2019 г. 1 201 0