• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ИМЯ БАТЫРА – В НАРОДНОЙ ПАМЯТИ

Богенбай — прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай хана. Он снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали Канжыгалы Богенбаем.

Богенбай батыр родился на берегах Сырдарьи. Дедом батыра был Алдекун, отцом – Акша, матерью – Баяу. У него было два сына – Тураналы и Турымбет. От Тураналы происходит Бапан би, от последнего — Саккулак би.

За героизм и полководческие заслуги Богенбай батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в течение веков. В первой половине XVIII века при защите казахских степей от завоевателей Богенбай батыр не раз проявлял героизм.

Вместе с батырами Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими он боролся за независимость своего народа, не paз показывая безмерную храбрость в битвах с джунгарами. Богенбай вместе с Абылай ханом возглавил битву за освобождение столицы казахов Туркестана и города Саурана от джунгар. Годы жизни –
1690 - 1778.

В начале XVIII века молодой Богенбай проявил себя как искусный воин в нескольких битвах с башкирами, калмыками и хивинцами. Успехи юного батыра имели под собой надежную почву. Его отец Акша и дед Алдекун были знатными людьми среди соплеменников. Отец не гнушался «черной» работы, был искусным кузнецом по изготовлению сабель и кинжалов, знал и совершенствовал тактику ведения боя малым отрядом, придавал значение использованию особенностей местности, был также поэтом.

Все эти достоинства получил в наследство Богенбай. Своим красноречием он мог организовать людей, учил аулчан обращаться с оружием. В юности воспитывался вместе с детьми хана Аз-Тауке, что оказало благотворное влияние в период становления его личности. При участии Богенбая было составлено первое казахское правовое уложение «Жетi жарғы». Став джигитом, Богенбай часто ездил по степным аулам улаживать межродовые споры, участвовал в собраниях биев.

Приходилось возглавлять отряды сарбазов по отражению внезапных вторжений внешних врагов. С годами начало складываться и собственное окружение Богенбая батыра. Оно состояло из ближайших родственников, таких как Атан, Жантай, Досай, Томаша, Урпек, Умбетей акын, а также родных братьев – Колбая, Маймасара, Таймасара. Эти молодые люди составили ядро отряда, которое впоследствии в народе нарекли «қанжығалының қырық батыры» – сорок батыров из рода канжыгалы. Боевое крещение Богенбая, в котором он одержал победу в единоборстве со свирепым нояном, состоялось в 1712 году в местности Сарайлы на берегу реки Гары-Кенгир перед мавзолеем Джучи хана, что находится в современном Улытауском районе Карагандинской области. После этого поединка пошла слава по степи о батыре Богенбае из рода канжыгалы. Возглавляемые им сарбазы помогали отражать нападения калмыков у реки Сары су, Нура, Есиль, Шу.

На берегу реки Шу Богенбай познакомился с главным бием Старшего жуза Толе бием Алибекулы, а на берегу Тургаф побратался с Ханыбеком Коикарулы. Батыры вынесли решение о ежегодном курултае, на котором знатные люди всех трех жузов могли бы решать неотложные вопросы обороны, межродовые споры, земельно-пастбищные проблемы. Объединение разрозненных сил казахских жузов для отпора врагу легло на плечи народных батыров, одним из которых был Богенбай.

Победа в местности Анракай, что на границе современных Алматинской и Жамбылской областей, положила начало крупным успехам в сражениях с джунгарами. Сарбазы Богенбая хорошо изучили невысокие скалистые горы. Первая битва состоялась у холма Тымлая, где внезапная атака сарбазов Богенбая застала джунгар врасплох. А победа в единоборстве Атан батыра с джунгарским нояном ещё более обескуражила джунгар. К сожалению, победа вскружила головы казахским правителям и они вновь вернулись к междоусобным распрям. Дрязги и интриги обострились также в связи с внезапной кончиной Болат хана, старшего сына Аз-Тауке. Его преемник Каип был ярым противником Богенбая.

Образ Богенбая батыра хорошо раскрыт в трилогии «Кочевники» Ильяса Есенберлина:

«В войске его были в основном молодые, безусые джигиты. Но пройдет два десятка лет, и многие из них станут прославленными батырами, о подвигах которых станут из века в век петь народные жырау. Богенбай из рода канжигали, Сырымбет и Малайсары из рода басентиин, Байгозы из рода таракты, Джаныбек, сын Кошкара из рода кипчак, Оразымбет из рода баганалы, десятки славных джигитов из родов керей и уак, в том числе легендарный батыр Баян, – имена всех их сохранит благодарная народная память. А пока многие из них были в старых латаных-перелатанных дедовских чапанах и у седел висело их единственное оружие – дедовские дубины, окованные железом. Кажется, именно это простое, но грозное оружие роднило между собой все освободительные войны на земле...»

Они давно знали друг друга – казахский батыр Богенбай из канжигалиевской ветви рода аргын и джунгарский багадур Шуно-Дабо. На два конных перехода друг от друга стояли их стойбища. И вот уже несколько лет, с тех пор как, по рассказам людей, шуршуты стали теснить джунгар где-то на востоке, Шуно-Дабо что ни лето начал появляться на казахских выпасах. Как подлинный багадур, он чаще всего ездил в одиночестве. И так же в одиночестве угонял он целые табуны лошадей у казахов, а при случае увозил и пленных. На перехват таких одиноких багадуров и уезжали надолго в пограничную степь смелые казахские батыры. Три раза встречались в чистом поле Богенбай батыр и Шуно-Дабо, и все безрезультатно. Теперь они решили отказаться от древних правил, по которым противник предупреждает о вызове на бой. Подобно зверям, решили они охотиться друг за другом.

Лишь через пять лет снова свела их судьба... Большое казахское ополчение скрывалось в бесчисленных оврагах пойм рек Арысь и Бадам. На горе Ордабасы, неподалеку от главных сил неподвижно стояло несколько всадников. Впереди на белом аргамаке сидел снова приведший свое войско для борьбы с джунгарами хан Абулхаир.

 Государственная программа «Рухани жанғыру» и программная статья Елбасы «Семь граней Великой степи», безусловно, дает возможность нам узнать много нового о жизни батыров казахской земли и усиливают неподдельный интерес к нашей истории людей разных стран.

Максут Ибрашев

Фото автора

Кызылординские вести / Третья полоса 23 июль 2019 г. 1 206 0