• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ – ИСТОКИ МУДРОСТИ НАРОДА

Беташар, тұсау кесу, шілдехана... Эти и другие народные казахские обряды и традиции соблюдают по сей день. Но есть традиции и обряды, о которых знают только бабушки в аулах. Участницы ансамблей «Ақ әжелер» и «Ақ дариха» Сырдарьинского района считают, что многие подзабытые традиции сейчас могут быть весьма актуальны и их нужно возрождать.

– В традициях и обычаях отразились уклад жизни казахского народа, его привычки, национальные особенности, – говорит солистка ансамбля «Ақ әжелер» Раушан Каракызы. – Одной из отличительных черт степняков является гостеприимство. Есть заповедь предков: встречать гостя надо как посланника Бога. Не зря казахи говорили: «Один из сорока гостей – Кадыр (имя пророка), один из тысячи – Уали (имя другого пророка). Гостям накрывают стол, получают его благословение. Провожая гостя, собирают в дорогу угощение «сарқыт». Есть обычай «қонақасы», это слово расшифровывается так: қонақ – это гость, ас – угощение. Встретить гостя с почетом, угостить его – было и есть не только знаком щедрости, это заложено генетически. Казахи гостей делили на три вида. «Арнайы қонақ» –
специально приглашенный, «қудайы қонақ» – случайный путник, «қыдырма қонақ» – нежданный гость. И все гости – всегда почетные. В древние времена человека, не давшего «қонақасы», штрафовали – забирали лошадь, верблюда, мелкий рогатый скот. Сейчас не штрафуют, но каноны предков обязывают казахов быть всегда вежливыми.

Большинство казахских обычаев используются и сейчас. Правда, некоторые немного «осовременились». Но при этом не потеряли своей сути. К примеру, до сих пор актуален обычай «сүйінші» – подарок за добрую весть. В народе весьма популярен обычай «байғазы» – подарок за обновку, или «көрімдік» – подарок за смотрины. Практикуется и обычай «асар» – взаимопомощь, когда приглашаются родственники, друзья, соседи на какую-либо работу, которая не под силу одной семье. Методом асара казахи строили свои дома. Причем, людям, пришедшим на асар, платить не принято – помощников угощают и дарят подарки. Есть обычай «ерулік» – приглашение новоселов в гости, чтобы они быстрее адаптировались в новой среде. Правда, сейчас его больше придерживаются в аулах, там соседи общаются между собой теснее.

– Есть у казахов обычай «жылу» – материальная помощь. Людям, пережившим стихийные бедствия, несчастья вроде пожара или наводнения, оказывают материальную, моральную поддержку. Для этого не обязательно быть родственником или близким. Пострадавшим выделяли скот, жилье, одежду, ведь «жылу» от слова «жылы» – тепло. Яркий пример тому – события в Арыси, когда всем миром стали помогать арысцам, – говорит солистка ансамбля «Ақ дариха» Узаккуль Ережепова.

Надо сказать, что бабушкам ансамблей не очень нравится то, что сейчас некоторые традиции сильно «осовременили». К примеру, проводят «қыз ұзату» с обрядами «белая дорожка» с лепестками роз, словами напутствия, причем обряд проводят чаще всего вечером... А в прежние времена сваты забирали невесту рано утром, с восходом солнца – символом нового дня, новой жизни. За день до этого невеста обходила всех родственников с песней-причитанием «сыңсу» – прощалась с ними.

– Обрядов, традиций у казахов немало. Они сопровождают нас с самого рождения: бесікке салу, шілдехана, сүндетке отырғызу… Многие традиции и обряды сейчас подзабыты, например, древний обряд «сүйіндер», когда после рождения ребенка первой роженицу посещает родная мать. Она привозит подарки для малыша и «қалжа» (мясное блюдо, которая специально готовится для роженицы), – говорит солистка «Ақ әжелер» Гулбарам Алшоразова. – Мне нравятся обычаи, связанные с трудом и промыслом. Они сохранились в аулах. К примеру, традиция «қол ұшын беру». Случайный прохожий, оказавшийся свидетелем сплоченной работы односельчан (стройка, уборка урожая, заготовка сена и т.д.) не должен пройти мимо, он обязан подать несколько кирпичей, стог сена затянуть, то есть должен подать руку помощи, быть полезным чем-нибудь. Молча наблюдать или пройти мимо считалось неприличным. И это один из методов воспитания трудолюбия. Очень интересна традиция «қой басты», связанная с процессом кошмоваляния. Процесс очень трудный, долгий. Шерсть взбивают, стирают, сушат, красят, варят, укладывают, скручивают… При этом из одного места переходят на другое (между домами), остановившись возле какого-то дома (любого), все в один голос говорят: «Қой басты», «қой басты» – то есть «Твой дом наполнен баранами». Услышав это, хозяйка выходит из дома и выносит кошмоваляльщикам угощение – кумыс, баурсаки, курт... С ней связана и другая традиция – тұлақ шашу, которая проводится при взбивании шерсти. До и после работы хозяйка готовит специальное угощение для женщин, взбивающих шерсть.

– В аулах хорошо сохранилась традиция «нәзiр», правда, многие люди не помнят названия традиции, но ее соблюдают, – добавляет солистка «Ақ әжелер» Гаухар Толегенкызы. – Нәзір – благословение на трудовое начинание. Перед тем, как начать постройку нового дома, перед посевной и другими сложными работами каждый человек, желая удачи в начинании, приглашал аульчан, резал барана, оповещал о своих намерениях, читал молитву и просил у присутствующих благословения. Собравшиеся благословляли, желали удачи. В аулах до сих пор есть традиция «қымызмұрындық» – первая проба кумыса. Специально приглашают уважаемых аксакалов, соседей на первый кумыс. Старейшины дают благословение. Кстати, этот обряд казахских коневодов ЮНЕСКО признала нематериальным культурным достоянием человечества.

У наших предков были и весьма любопытные обычаи. К примеру, құрсақ той – празднование беременности. Новость о наступлении беременности всегда воспринималась с большой радостью. Свекровь со словами: «Ақ келіннің құрсағы ақ айранға толыпты» – «Утроба белой невестки наполнилась белой простоквашей», приглашала к праздничному дастархану родственниц и соседок. По такому случаю резали барана. Гости поздравляли семью, делились с будущей мамой своим жизненным опытом, давали полезные советы. После празднества о беременной начинали заботиться всем аулом. К примеру, готовя что-нибудь вкусное у себя дома, женщины обязательно приглашали ее к себе в гости или передавали угощение для нее.

– Любопытна история обычая «Жарысқазан» (состязание с казаном), связанного с родами, – улыбается солистка ансамбля «Ақ дариха» Ханымкуль Айдарова. – В старину, когда у беременной женщины схватки учащались, то одна из близких родственниц принималась готовить блюдо, например, қуырдақ. При этом за что бы она ни бралась, она старалась делать это как можно громче. С шумом перемешивала скворчащее мясо, гремела посудой. После того, как ребенок благополучно рождался, все должны были отведать приготовленное блюдо. Чтобы шея ребенка скорее окрепла и он мог держать голову, на самое высокое место подвешивали обглоданную шейную часть позвоночника овцы. Пуповину мальчика привязывали к гриве коня, а пуповину девочек прятали в сундук.

У казахов существовала мужская версия свадебного букета невесты. Этот обряд назывался «Мойын тастар» (метание шейного позвонка овцы). Если невеста наотрез отказывалась идти к юрте молодоженов, тогда женщины аула относили ее к юрте, посадив на ковер. В юрту сначала входила невеста. При этом она должна была переступить порог обязательно правой ногой. Жених входил за ней. Его провожали на почетное место и угощали мясным блюдом. В первую очередь жених должен был обглодать шейную часть позвоночника овцы и, завернув ее в белую материю, выбросить через откинутый полог верхнего свода юрты. Тем временем кость снаружи караулили аульные юноши. Едва она вылетала из юрты, как парни, опережая друг друга, бросались ловить ее. Считалось, что тот, кто станет обладателем шейной кости, вскоре тоже женится. Подзабыта и другая свадебная традиция казахов – босаға майлау. Когда женятся молодожены, поселяются в новом доме, родственники обмазывают порог и косяки маслом. Это делается к тому, чтобы дом был благополучным, чтобы в нем побывало много гостей. Тому, кто совершает этот обряд, хозяева дома дарят подарок.

– Обычаи и традиции казахов – это огромный и важный пласт работы по воспитанию подрастающего поколения. На фоне влияния глобализации институт национальных традиций продолжает сохранять свое значение. Главное, не просто проводить обряды, важно знать и понимать, для чего это. Чтобы новые поколения воспринимали не только внешнюю сторону национальных обычаев, а понимали их содержание, цели, для достижения которых и существовали на протяжении многих веков наши добрые обряды и традиции. Хорошо, что мы стали возвращаться к истокам. И очень важно передать знания потомкам, чтобы молодежь занималась возрождением нашего богатого наследия. Как отметил Елбасы Н. Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», стремясь в будущее, мы не должны забывать о своих истоках, – считает Гаухар Толегенкызы.

 София АЛДАМЖАРОВА
Кызылординские вести / Третья полоса 01 август 2019 г. 1 989 0