Героиня этого материала Калжан Айменова, хранительница традиций народного ремесленичества, живет в ауле Бестам Шиелийского района.
– Мать начала учить меня шить «құрақ-көрпе» с 14-ти лет. Отец не был против этого, а, наоборот, подбодрил:
– Доченька, учись у матери народному ремеслу, оно тебе обязательно пригодится во взрослой жизни.
Сейчас Калжан – одна из лучших мастериц лоскутного шитья в регионе.
Лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика (также пэчворк от англ. patchwork – «изделие из лоскутов») — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда – фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. Все швы стачивания в лоскутном полотне находятся на его изнаночной стороне. В России давно используется лоскутная техника, в частности, для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
Лоскутная техника у казахов носит название «құрақ». Казахские умелицы также шьют в приданое своим дочерям, как минимум, шесть напольных корпе и два больших
одеяла.
– Корпе бывает разных видов: жамылғы көрпе (одеяло), жер көрпе (матрас небольшого размера для сидения на полу), шай көрпе, жүк или келін жеге, қыздың жасауы (приданое), қу көрпе (матрас, набивается исключительно гусиным пухом), төр көрпе (для почетных гостей), ою көрпе (узорчатое корпе), – перечисляет К. Айменова.
История кұрақ-көрпе началась с появлением кочевых народов: необходимость его использования была обусловлена чисто практическими соображениями: көрпе заменяли нашим предкам стулья, кровати, одеяла и ковры. Важнейшее символическое свойство құрақ – это скрепление семьи, соединение в неразрывное целое представителей разных семей, родов... Узоры на корпе выполняли функции оберега на счастье, удачу, здоровье. Именно поэтому лоскутные изделия воспринимались как гарант благополучной жизни.
Знакомство c лоскутной техникой поз-воляет нам прикоснуться к философии казахского народа. Некоторые исследователи считают, что в составлении одного большого полотна из обилия мелких деталей отразились мистические представления казахов – каждый лоскут наделяли символическим значением. Так, лоскутное корпе испокон веков считалось залогом крепкой семьи, потому что брак есть не что иное, как соединение множества частей в единое целое.
Лоскутки, собранные вместе, напоминают о ярких цветах в весенней казахской степи, о тихой глади озер. В бескрайних степях каждую весну зеленеет трава, расцветают подснежники, красные и желтые тюльпаны, в горах цветут колокольчики и эдельвейсы. Казахские умелицы собирали по частям как большие одеяла (жамылғы көрпе), так и прототипы матрасиков для сидения на полу (жер көрпе).
Как правило, все эти корпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных корпе (в среднем 2,5 х 0,75 м), в приданом невесты обязательно есть шай корпе (0,7 х 0,75 м) – это личная вещь снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай. Лоскутные одеяла, корпе стелили на полу поверх текемета (казахский ковер ручной работы, сделанный из вой-лока) рядом с невысоким столиком во время обеда для того, чтобы было мягче и теплее сидеть. Корпе стелили на кроватях вместо или поверх матраса, большого размера – в качестве одеяла. Для внутреннего заполнения корпе используют овечью или верблюжью шерсть. Ее предварительно очищают от мусора, стирают, сушат, вычесывают и затем используют для заполнения корпе. Для создания чехлов для корпе используются разные способы: аппликация и вышивка по бархату или плюшу, лоскутное шитье с мозаичным, растительным, геометрическим, зооморфным орнаментами. Лоскуты вырезались в форме ромба, квадрата, треугольника, в виде полос и сшивались. У каждой рукодельницы свой орнамент и способ лоскутной техники или вышивки. Корпе были и остаются обязательной составляющей приданого невесты. Изначально предполагалось, что такие корпе не только будут использоваться замужней женщиной в быту, но и станут напоминать об отчем доме и родном крае. Кроме шитья из лоскутков в шитье используется приём аппликации орнаментов. Важно отметить, что орнаменты казахов передают элементы окружающей природы: рога животных, крылья птиц, цветы и прочее.
– Сегодня мы много говорим о безотходном производстве, о новых дизайнерских решениях – все это как нельзя лучше вписывается в технологию кұрақ-көрпе, культурного шедевра, оставленного в наследство нашими предками, – говорит К. Айменова. – Выполненные вручную лоскутные произведения приносят в дом ощущение устойчивости и спокойствия. Такие изделия и раньше были незаменимым атрибутом быта кочевников, и теперь не выходят из моды, являясь гордостью каждой семьи.
Пожалуй, в ауле Бестам сейчас нет ни одной семьи, в которой нет құрақ-көрпе от Калжан-мастерицы. Она с помощью своих детей открыла мини-цех, где учит лоскутному шитью и другим видам народного ремесленичества аульных девушек.
Максут ИБРАШЕВ
Фото автора
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |