• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Жырау: творцы и хранители народной памяти

  Многообразием тематики, красотой и звучностью казахское песенное-импровизаторское искусство всегда привлекало внимание ученых-исследователей. «Мне чудится, что вся казахская степь поет», – писал путешественник Григорий Потанин. Песня звучала повсюду в бескрайней казахской степи: на шумных ярмарках и базарах, во время пиршеств и тоев, в задымленных лачугах бедняков и богатых юртах с роскошной отделкой.  

Жизнь кочевника была немыслима без песни, с ней  открывали той, встречали рождение ребенка, с ней же провожали человека в последний путь. В музыкально-поэтическом творчестве выразилась многовековая история народа, его надежды и чаяния, горе и радость, думы и мечты. Наиболее яркое отражение они нашли в творчестве степных поэтов и музыкантов – жырау, жырши, акынов, салов и сери. 

Так сложилось исторически, что казахский народ не обладал развитой письменной культурой – величайшие образцы народного поэтического искусства передавались в устной форме и жырау стали уникальными носителями этого целостного и могучего знания, властителями народных дум. Как писал Мухтар Ауэзов, наш народ не оставил в наследство памятников архитектуры, скульп-
туры, живописи, но он оставил нам бесценное богатст-во – искусство жырау.

Слово «жырау» происходит от слова «жыр», что означает «песнь, сказание». Жырау были глубоко одаренными личностями, которые наряду с незаурядными импровизаторскими способностями, воплощали в себе талант рассказчика, актера, певца, музыканта, а также виртуозно владели музыкальными инструментами. К своим поэтическим импровизациям они сами сочиняли музыку, сами же были исполнителями. Чаще всего в качестве аккомпанирующего инструмента выступали кобыз и домбра.

От жырау следует отличать жырши и термеши, которые были лишь исполнителями и не являлись авторами фольклорных произведений. В то же время жыры и терме – это разные жанры и отличаются по манере исполнения. В терме важен голос, а в жыре – текст.Терме – это назидание в музыкально-поэтической форме, вид стиха и песни, которые чаще носили назидательный характер, размышления о жизни и смерти, молодости и старости, добре и зле. Яркие образцы терме встречаются в произведениях Асана Кайгы, Казтугана, Бухара жырау, Махамбета, Базара жырау, Майлыкожи, Жамбыла, Турмагамбета. Для придания большей эмоциальности и выразительности использовались ритмические формы музыкальных звуков и повторы. Классическим видом терме можно назвать «Желдірме» Исы
Байзакова.

Глашатаи

Великой степи

В племенных объединениях кочевых народов жырау были людьми особой касты и в отличие от жыршы относились к пласту политической элиты. Благодаря глубокому знанию истории и культуры народа они выполняли много разных функций: были советниками ханов, разрешали межродовые споры, выступали с дипломатическими миссиями. В основном, это были люди, приближенные к ханскому двору. Одаренные талантом красноречия, они выступали в качестве послов, участвовали в переговорах, предвещали исход тех или иных событий, давали напутствие войску перед походом и поднимали его боевой дух.

Многие жырау были не только поэтами, но и батырами, вождями племен, улусов и племенных дружин. Некоторые из них выступали также в роли «абызов» – предсказателей и кудесников и толковали сны, разъясняли приметы, пытались объяснить явления природы. В своих песенно-поэтических творениях они философски осмысливали жизнь народа, в художественной форме давали оценку происходящим в стране событиям, выражали свое отношение к правителям и их политике с позиций народа. Довольно часто им приходилось решать тяжбы между родами и племенами по распределению кочевий, дипломатические споры и другие вопросы внутренней и внешней жизни общества. Они были и историками, и философами Великой степи, а на определенном историческом повороте стали советниками ханов и государственными деятелями.

Порой они жестко критиковали правителей и давали оценку их поступкам. Имена многих из них были неразрывно связаны с именами выдающихся правителей казахской степи: Коркыт – советник хана Огуза, Шалкииз –Темир бия, Асан Кайгы – султанов Жанибека и Керея, Жиембет жырау – хана Есима, Махамбет – хана Жангира. Про легендарного Сыпыра жырау говорили, что своими жырами он исправил девять ханов.

Обладая феноменальной памятью и даром импровизации, жырау были творцами и хранителями исторической памяти народа. В особо торжественных случаях они могли сутками напролет исполнять свои жыры под аккомпанемент кобыза или домбры, рассказывая перед огромной толпой слушателей о прошлом, о великих батырах и их славных подвигах. В трагических
местах жыра слезы текли из глаз суровых воинов, в забавных местах – смех и одобрительные крики разносились по степи.

В культурной жизни казахского общества роль жырау – степных музыкантов и акынов-импровизаторов –была весьма значимой.
Секрет всенародной любви к ним – в их поэтическом даре.Воздействуя на слушателей силой художественного слова, они не только давали оценку происходившим в степи событиям с позиций народа, но также подвергали суровой критике негативные стороны жизни. В них были сосредоточены честь, совесть и мудрость народа. Их авторитет в степи был высок – острыми и меткими фразами жырау могли возвысить или уничтожить любого
оппонента.

 Призывая народ к единству и верности заветам предков, они  выступали против тех правителей, которые свои личные амбиции ставили выше интересов народа. Не обладая нотной грамотой, они не имели понятия о жанрах. Однако, исходя из конкретной ситуации, они использовали разные  поэтические приемы – романтически приподнятые, радостные в жырах и толгау Шалкииза и Доспамбета, гневные – у Маргаски, поучительные – у Асана Кайгы и Бухара жырау. На них была возложена особая миссия, которая заставляла их нести ответственность за судьбу народа, и потому их влияние на народные массы было огромным.

Воспевая важнейшие события в жизни народа, знаменитые акыны прошлого Жиембет, Маргаска, Актамберды, Умбетей выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против внешних врагов. Они слагали песни о важных исторических событиях, героических сражениях, прославленных батырах, воспевали любовь, благородство, мечты и чаяния людей. Все они были великими степными поэтами, философами и государственными деятелями и своим творчеством заложили основу современной музыкальной культуры
Казахстана.

Асан Кайгы: в поисках земли обетованной

Высшей точки феномен жырау достиг в XV – XVII веках с расцветом Казахского ханства. Одним из ярких представителей этого уникального вида искусства был Асан Кайгы – философ и поэт, автор многих жыров и слов-назиданий, который жил на рубеже XIV-XV веков. Конкретные даты его жизни и смерти неизвестны. По одной из версий он родился в 1361 году, а умер в 1456-м.
Его настоящее имя Хасан Сабитулы, а имя Асан Кайгы («Асан печальный») он получил, вероятнее всего, из-за своих раздумий и переживаний о судьбе  народа. В устных преданиях говорится, что он был сыном саятшы – охотника, обучавшего ловчих птиц. По одним источникам, он родился в Поволжье, по другим – его отец Сабит жил в Приаралье на берегу Сырдарьи и занимался охотой.

Асан Кайгы был одним из влиятельных биев Золотой Орды и советником и приближенным будущего основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда. В 50-е годы XV века в период политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кипчаке он поддержал противников хана Абулхаира – молодых султанов Керея и Жанибека, которые в 1456 году основали в Западном Семиречье Казахское ханство. Асан Кайгы стал идеологом нового государства и выступал за объединение всех казахских родов. Уже будучи в преклонном возрасте, жырау взял на себя миссию по формированию нового государства, давал советы султану Жанибеку, но своенравный и честолюбивый, тот не внял советам старца. Асан Кайгы призывал народ к единству, верности заветам предков, критиковал хана Жанибека за его привязанность к роскоши, пирам и охотам. Обращаясь к хану Жанибеку, он говорил:

Ой, хан! Молчу – не знаешь...

А скажу – не внимаешь:

Свой народ, притесняемый всюду врагом,

Почему не оберегаешь?

Раскрасневшийся, весь от кумыса хмельной,

Потный, чванный, чего ты гордишься собой,

Словно нет больше ханов в орде кочевой…

Отчего так заносчиво ты выступаешь?

По некоторым сведениям, выдающийся философ и защитник интересов народа Асан Кайгы похоронен в Шиелийском районе в пантеоне «Окшы ата». В памяти людей он остался как неутомимый искатель обетованной земли «жер уюк», выразитель надежд простых людей на новую жизнь. За мечты о народном счастье, идеи любви и сострадания, трагизм мироощущения Чокан Валиханов назвал его «кочевым философом». Изучением его жизни и творчества занимались ученые-востоковеды  Григорий Потанин, писатели и поэты Машхур Жусуп Копеев, Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов и другие.

                                      

Низовья Сырдарьи: край легенд и сказаний

Яркое проявление искусство жырау нашло в Приаралье. В народе бытует крылатое выражение «Сыр елі – жыр елі» («Земля Сыра – родина жыра»). В низовьях Сырдарьи жили и творили великие музыканты и сказители, жырши и жырау, творческое наследие которых является достоянием всего тюркского мира. Народ прозвал их «Сыр сүлейлері». Овеянная легендами земля Сыра стала родиной выдающихся
мастеров песенного импровизаторского искусства, традиции которого берут начало с  великого Коркыта. Сказителя и композитора, создателя кобыза и покровителя жырау тюрки называли Коркыт деде. У армян, которые были в тесной связи с тюрками и в течение нескольких веков были под их культурным влиянием, слово «деде» в переводе на казахский означает «жырау», «жыршы». Жыры Коркыта для кобыза требуют особой манеры исполнения и занимают особое место в казахском фольклоре.

В низовьях Сырдарьи выросло целое созвездие выдающихся жырау, творчество которых оставило яркий след в народном музыкально-поэтическом творчестве. Песенные традиции Кете Жусупа, Канлы Жусупа, Дур Онгара, Ешнияза сала, Карасакала Еримбета, Турмагамбета нашли свое достойное продолжение в творчестве Кошенея, Манапа, Нуртугана, Сарсенбая. Уникальным было искусство Нартая Бекежанова – его импровизаторское искусство сопровождалось игрой на сырнае (гармони). Родиной акынов прозвали в народе Кармакшинский район. В конце XIX – начале XX века здесь выросла целая плеяда замечательных мастеров песенно-импровизаторского искусства, которых называли «шайырами». Это были не просто акыны, а создатели сотен эпических сказаний. Благодаря своему таланту и незаурядному поэтическому дару любовь и признание народа завоевали Ешнияз сал, Балкы Базар, Дур Онгар, Кете Жусуп, Омар Шораяк, Жиенбай, Турмагамбет, все они, в основном, выходцы из нынешнего аула имени
Турмагамбета.

Поэтическое наследие Базара жырау

Видным представителем традиционного искусства жырау был Базар Ондасулы, известный еще и как Балкы Базар. Этим именем он обязан своему происхождению –Балкы из рода шомекей. Он родился в 1842 году в местечке Карак, которое относилось к шестому аулу Казалинского уезда (ныне Кармакшинский район) в семье бедняка-скотовода. В двухлетнем возрасте лишился отца, и мальчика воспитывал нагаши (дядя по материнской линии) Отемис. С раннего детства он пас байский скот. В девятилетнем возрасте его взял на воспитание
Таспен би. В аул часто приезжали и подолгу гостили у хлебосольного Таспена бия прославленные жырау и жырши из присырдарьинских степей и Арки. Благодаря им в мальчике рано пробудился поэтический дар. Уже подростком он стал известен в округе как талантливый импровизатор. Пригласив уважаемых и именитых людей со всей округи, Таспен би устроил в честь юного музыканта той. Подарив юноше нарядный чапан и быстроногого скакуна, он дал ему свое благословение. О талантливом сказителе заговорили не только жители Ора, Иргиза и  Кызылкумов.

Посетив Хиву, Ургенч, он знакомится с распространенными в тех краях легендами и киссами, в Хорезме – с дастанами Кероглы, Жусупа-Ахмета. Он покорил своим искусством жителей Средней Азии. Благодаря переводам Базара жырау в присырдарьинских степях услышали произведения поэтов Востока. На основе восточных сказаний Базар жырау создал дастаны «Әмина қыз», «Айна-тарақ».

Темы произведений Базара жырау –  нравы современного ему общества, раскрытие духовного мира человека. Излюбленный его жанр – толгау – философские раздумья о смысле жизни, гармонии мира. Творческое наследие поэта свидетельствует о том, что он был знаком с восточной и исламской философией. Его толгау «Тіршіліктің түрлері», «Кермиық», «Керқұлан» заставляют задуматься о доброте и алчности, человечности и жестокости, справедливости и неравенстве. Образность языка достигается умело используемыми афоризмами Коркыта баба, Лукпана хакима, народными поговорками. Многие его произведения посвящены красоте родной земли, природе, временам года. Известны также его эпиграммы, в которых он едко высмеивает пороки общества, критикует правителей и биев, сочувствует беднякам. За свободолюбие и сочувствие к простым людям жырау не раз оказывался в тюрьмах Ургенча и Казалинска.

Базар жырау прекрасно владел домброй и прославился не только как жырау, но и как создатель замечательных мелодий. Напевы его жыров отличаются особой красотой звучания. Песни, толгау и дастаны Базара жырау были записаны Торемуратом, сыном его друга Нурумбета. В советскую эпоху были опубликованы сборники его произведений «Терме», «Қазақтың әдебиет нұсқалары», также его сочинения вошли в сборник «Бес ғасыр жырлайды». В 1985 году вышел в свет сборник «Стихи и дастаны».             Исследованием творчества Базара жырау занимались ученые Абубакир Диваев, Алькей Маргулан. Высокую оценку его творчеству дали поэты Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, которые назвали его видным представителем поэтического искусства казахов после Бухара жырау и Махамбета. Похоронен Базар жырау в Узбекистане в местечке Жалпаксай Учкудукского района Самаркандской области.

Мастер

поэтической импровизации

Казахи всегда высоко ценили искусство красноречия. Недаром в народе бытует выражение «Өнер алды – қызыл тіл» («Главное искусство – красноречие»). Сильной и неординарной личностью был жырау, поэт и переводчик Турмагамбет Изтлеуов.

Он родился в 1882 году в Кармакшинском районе.
Постигнув азы грамоты в родном ауле в медресе Алдашбая ахуна, в дальнейшем он получил классическое исламское образование в знаменитых медресе Бухары
Мир-Араб и Кокильташ (1899-1905 гг.), где получили образование выдающиеся религиозные просветители Средней Азии. Духовный центр Востока, очаг мусульманской культуры и просвещения, Бухара покорила и очаровала будущего поэта. Это был город, в котором создавал свои бесценные труды великий ученый и врачеватель Авиценна, открыл свою первую обсерваторию ученый и астроном, внук великого Тамерлана Улугбек, где был составлен не имеющий аналогов в мусульманском мире свод хадисов Пророка. Не менее своих великих предшественников этот город прославили работавшие там Бируни, Аль-Фараби.

Перед Турмагамбетом, с отличием закончившим учебу, открылись блестящие перспективы. Молодой человек получил приглашение остаться совершенствоваться в любом из близлежащих к Бухаре среднеазиатских городов. Уже тогда начавший всерьез писать стихи, он отклонил предложение. Он мечтал вернуться на родину и поделиться знаниями, почерпнутыми в стенах священной Бухары, со своим народом. В совершенстве владея восточными языками –арабским, персидским, турецким – он мечтал перевести на казахский всю восточную литературную классику. 

В 1905 году, вернувшись в родные края, Турмагамбет занимался просветительством: открыл  медресе, где обучал грамоте детей, занимался литературной деятельностью, в качестве ученого-переводчика работал в комиссариате народного просвещения Казахской ССР.

Поэтическое наследие Турмагамбета, представленное баснями, лирическими стихотворениями и импровизациями, отличалось многообразием и актуальностью тем, искренностью и правдивостью.             Большим приобретением для казахской литературы стал осуществленный Турмагамбетом в 1936 году перевод величайшей восточной поэмы Фирдоуси «Шахнаме».

Впрочем, путь к переводу «Шахнаме» начался еще в стенах медресе Кокильташ, где его сокурсником оказался будущий классик таджикской литературы Садриддин Айни. Страсть к словесности, интерес к восточным языкам и поэзии сблизили их и сделали
единомышленниками.

В 1934 году, когда повсеместно отмечалость 1000-летие Фирдоуси, было решено перевести на казахский язык его поэму «Шахнаме» –жемчужину восточной поэзии. По совету С.Айни перевести поэму предложили Турмагамбету. По личному распоряжению тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Казахстана  Левона Мирзояна поэт был приглашен  в Алма-Ату. Получив должность научного работника, он приступил к работе.

В Алма-Ате в здании бывшей партшколы, находившейся на пересечении нынешних проспектов Абая и Достык, Турмагамбет снимал комнату. Ночи напролет работал он над переводом «Шахнаме». В печально знаменитом 1937 году над поэтом начали сгущаться тучи. В «Казгосиздате» была прекращена верстка книги, а на его земляка и друга Темирбека Жургенова завели уголовное дело, обвинив в государственной измене. Почувствовав опасность, тридцать пять томов рукописи, написанной арабской вязью и обернутой в кожаный переплет, поэт привез домой и поручил детям зарыть в землю. Трагически закончилась жизнь поэта. Он был арестован органами НКВД по обвинению в шпионаже и спустя два года в 1939 году убит в тюремной камере. На долгие годы имя поэта было предано забвению, а его творчество оказалось под запретом. И только с обретением независимости поэтическое достояние Турмагамбета вернулось к читателю.            

В 2012 году к 130-летию поэта вышел в свет двухтомник «Шахнаме» в переводе Турмагамбета. По мнению казахстанских литературоведов и критиков, поэт создал вольное адаптированное изложение поэмы на казахском языке, которое стало одним из лучших переводов «Шахнаме».

При поддержке акимата Кызылординской области в 2013 году на основе перевода Турмагамбета Изтлеуова была издана музыкальная антология «Шахнаме» на 48 CD-дисках. Над масштабным проектом работали 22 певца-сказителя из нашего региона, среди которых Алмас Алматов, Майра Сарсенбаева, Бидас Рустембеков, Шолпан Бимбетова, Арнур Кошеней и другие. Продолжительность записи – 68 часов.

 

Бала жырау  Турымбет

Всенародной любовью и признанием пользовался Турымбет жырау Салкынбайулы, больше известный под именем «Бала жырау». Он родился в 1868 году в третьем ауле волости Жамансыр Казалинского уезда (ныне аул Актобе Кармакшинского района). Его отец Салкынбай был человеком среднего достатка, довольно известным в Каракумах, где и поныне есть местечко, названное в его честь «Салқынбай құмы» («Пески Салкынбая»).

Из четырех сыновей Салкынбая двое старших – Жадыра и Турымбет – с детства проявляли способность к музыке. Старший брат, признавая талант младшего, со словами «Хватит для семьи и одного жырау» отдал пальму первенства Турымбету, который прекрасно играл на домбре, сочинял стихи, привлекая внимание слушателей.

Грамоте Турымбет научился у местного муллы, а искусству  импровизации – у своих земляков Балкы Базара, Дур Онгара, Данмурына, слывших в степи непревзойденными исполнителями дастанов, толгау, кисс. Большое влияние на становление творчества Турымбета оказало его увлечение восточной поэзией. Еще мальчишкой он сочинял стихи на восточные сюжеты, исполнял терме, толгау, участвовал в айтысах.

Тринадцатилетний Турымбет вместе с Жиенбаем жырау, который был старше его на четыре года, едет в Иргиз, где при большом стечении народа выступает перед именитым бием Алматом Тобабергенулы. Тогда он вместе с «бата» – напутствием бия получил свой творческий псевдоним «Бала жырау» – «Мальчик жырау». 

Слава о Турымбете жырау разлетелась по всей степи, по приглашению ценителей искусства он выступает в степях Арки, Улытау, Сарысу, Иргизе, Актобе, перед сордичами-казахами, проживавшими в Узбекистане, Каракалпакстане, Туркменистане. 

Исследованием жизни и творчества Турымбета жырау занимался литературовед, собиратель казахского фольклора Алкуат Кайнарбаев, а также внук жырау, член Союза писателей Казахстана Ибрагим Бекмаханулы.            

А.Кайнарбаевым было собрано и передано в фонд Института литературы и искусства Академии наук РК около ста произведений фольклора. Среди  айтысов, жыров и дастанов известных жырау и айтыскеров Приаралья Базара жырау, Кете Жусупа, Омара Шораяка, Дур Онгара, Шернияза, Нуртугана, Карасакала Еримбета, Турмагамбета есть и произведения Турымбета жырау. 

Ибрагим Бекмаханулы рассказал об интересном случае из жизни Турымбета. Между двумя близкими родами вспыхнула ссора из-за права выдвинуть кандидата в волостные. Вражда, непрекращающаяся тяжба и барымта затянулись. Тогда влиятельный  и хорошо известный в округе Торебай би Пышанулы попросил пользующихся всенародной славой и любовью жырау Дур Онгара, Жиенбая и молодого Турымбета переубедить сородичей в их неправоте и примирить враждующие стороны. Такие случаи не были исключением. Можно сказать, что в казахской степи жырау были не только искусными музыкантами и исполнителями, их функции были намного шире. Благодаря красноречию и ораторскому мастерству, умению убеждать жырау довольно часто выполняли в степи миротворческую миссию, помогая сородичам прийти к консенсусу. Выступая перед народом, они затрагивали важные общественные проблемы, решали вопросы, касающиеся правовых и морально-этических норм. Несмотря на молодость, Турымбет жырау обладал незаурядными ораторскими качествами и умел увлечь слушателя.

Живший на стыке двух веков, в эпоху великих революционных преобразований Турымбет жырау восторженно встретил Октябрьскую революцию. С детства наблюдая за нелегкой, полной лишений и тягот жизнью простого народа, с революционными преобразованиями он связывал мечты о светлом будущем. В песнях и жырах«Бай құдасына», «Аманбай байға айтқаны», «Бір ісім болыс, билер келді ортаңа» он сетует на бесправное положение народа, задавленного нищетой и произволом баев и биев.

После революции в творчестве жырау появляются новые мотивы, его произведения этого периода пронизаны оптимизмом, верой в светлое будущее. Любовь к своему народу звучит в каждой строке его толгау и песен «Тұрыңдар, кедей, жатпаңдар», «Озбырлық заңы өзгеріп», «Топтастық кедей бірленіп», «Өмір нұры».

ХХ век принес казахскому народу немало тяжелых испытаний: жестокое подавление национально-освободительного движения 1916-го года, гражданская война, голод 20-х, а затем и 30-х годов, сталинский террор 1937-го. Крутая ломка традиционно сложившегося уклада жизни, насильственная коллективизация вызвала протест коренного населения, который сопровождался уходом части населения за пределы республики.  

Свое  сочувствие народу и неприятие тоталитарного режима Турымбет жырау  высказывал в своих стихах. Вполне понятно, что он стал неугоден новой власти. В одну ночь с ближайшими родственниками вместе с имуществом и скотом он покинул  родные места и обосновался в Узбекистане в местечке Тау-Елибай (район Тамды).

И все же Турымбет поддерживал тесные связи с земляками, вел переписку со своим учеником, религиозным просветителем Ыспаном кари Сулейменовым. Долгое время ему не удавалось вернуться в родные места. В сочинениях того периода звучит тема тоски по
родине.

Великая Отечественная война побудила стареющего акына вновь взяться за домбру. Напутствием отправляющимся на битву с грозным врагом джигитам стали его песни и толгау «Ақ бата», «Ер болсаң бекіт беліңді». Его стихи поднимали боевой дух солдат, вселяли веру в победу, воспевали подвиг тружеников тыла. Провожая в 1942 году на фронт единственного сына Бекмахана, акын наказывал ему выполнить свой долг перед Отечеством и биться с врагом до последнего. Бекмахан с победой вернулся на родину и прожил долгую и счастливую жизнь.

В 1945 году Турымбету жырау была оказана честь открыть праздничное мероприятие в Кызылорде, посвященное Великой Победе. Этому знаменательному событию он посвятил толгау «Шат көңілден», которое исполнил один из его учеников Молдахмет Дабылов. 77-летнему акыну были преподнесены в дар шестикрылая юрта и конь. 

Глубоким лиризмом пронизана песня Турымбета «Кумисай». На ее написание жырау вдохновила любовь к красивой дочери бая. Песня в исполнении известного жырау Алмаса Алматова прозвучала на сцене Парижа и нашла путь к сердцу притязательного французского слушателя. 

Преемниками музыкально-исполнительских традиций Турымбета жырау стали его ученики Молдахмет, Сарсенбай, Балкашбай и другие. Далеко не все произведения жырау дошли до наших дней, творчество акына требует  дальнейшего изучения и исследования.

Жырау покинул этот мир в возрасте 87 лет в местечке Бозаркаш (ныне аул Актобе Кармакшинского района). Недалеко от аула растут посаженные им деревья и дарят людям в зной спасительную прохладу. Местные жители прозвали это место «Тұрымбет талы». Имя Турымбета жырау носит  музыкальная школа Кармакшинского района.

Не рвется связь

поколений

Мастером поэтического слова и музыкальной импровизации был Жиенбай жырау. Он родился в 1864 году в ауле №2 Куандаринской волости Казалинского уезда (ныне аул имени Турмагамбета Кармакшинского района). Его нагаши – дядя по линии матери – был известный в Приаралье акын и жырау Омар Шораяк. Именно он дал племяннику имя Жиенбай. В казахской родословной иерархии детей от сестер и дочерей называют «жиен». На пробуждение таланта маленького Жиенбая важное влияние оказала среда, в которой он вырос. Отец Жиенбая Дузбенбет тоже был искусным домбристом и обладал красивым голосом.

Звезда славы Жиенбая взошла во время аса Шоная. Проведению асов в степи уделялось особое внимание, словоохотливые старики, женщины и молодежь аулов обсуждали событие. В памяти людей надолго оставались имена борцов-палуанов, одержавших победу, клички скакунов, пришедших первыми в байге, салы и сери, отличившиеся находчивостью и красноречием. Для проведения аса в местечке Актайлак было поставлено 300 юрт, в музыкально-поэтических поединках приняли участие более сорока жырау и жырши, акынов и певцов из всех трех жузов. Победителю был назначен приз в триста голов лошадей. По условию состязания исполняемые участниками жыры, терме, толгау и дастаны не должны были повторяться. Словесные баталии длились на протяжении недели. В конце состязания остались только акыны Тасберген и Жиенбай. Пальму первенства Тасберген уступил Жиенбаю. Спор именитых искусных жырау проходил при огромном стечении людей. Их было настолько много, что они не смогли поместиться в отведенном месте, и Жиенбаю пришлось выступать на вершине холма. Жиенбай отличался щедростью и благородством души и был безразличен к богатству. За свою жизнь он не нажил состояния. Полученный приз – 300 лошадей – он раздал по пути домой.

Жиенбай владел грамотой и записал в переводе с арабского знаменитый дастан «Кероглы». Айтысы Жиенбая с признанными мастерами поэтического слова Кете Жусупом, Турымбетом Салкынбайулы были записаны ученым-исследовате-лем Марданом Байдилдаевым и опубликованы в 1965 году в сборнике «Айтыс», жыры были собраны Алкуатом Кайнарбаевым и вошли в сборник «Ғасырлар толқыны», вышедший в свет в 2004 году.

Продолжателями творческих традиций отца стали сыновья Жиенбая Рустембек и Дастанбек. Старший Рустембек 12-летним мальчишкой выступал перед публикой. Он был частым гостем на тоях и пиршествах, хотя все же на путь творчества  не вступил. Постигнув грамоту у местного муллы Кожагелды Балтока, позже он обучал сельскую детвору.            Музыкальные и поэтические способности отца в полной мере передались младшему сыну Жиенбая – Дастанбеку. Обладатель сильного и красивого голоса, он не успел проявить свой талант. С началом войны добровольцем ушел на фронт и не вернулся. Поэтический дар Жиенбая жырау унаследовали его внуки от старшего сына Рустембека Кошеней и Бидас.  Кошеней был первенцем в семье, родился сразу после войны в 1946 году, когда отец вернулся домой.

Человек редкого таланта, Кошеней унаследовал дар своих знаменитых предков. Знаток казахского фольклора, он наизусть знал и исполнял такие эпосы и дастаны, как «Кероглы», «Рустем-дастан», «Кобыланды», «Алпамыс», «Кыз Жибек», произведения признанных жырау Приаралья Базара жырау, Кете Жусупа, Жиенбая жырау, Турмагамбета.

 В 1968 году Кошеней окончил Кызылординский педагогический институт имени Н.В.Гоголя, учительствовал в ауле Акжар Кармакшинского района. В 1971-1973 годы учился в аспирантуре Литературного института имени Горького в Москве. Кошеней поселился в общежитии института на Малой Бронной на третьем этаже. На два этажа выше в том же общежитии жил с семьей акын из Кызылорды Отеген Кумисбаев. Вспоминая акына,  О.Кумисбаев писал: «...Звуки домбры и сильного голоса Кошенея заполняли коридоры общежития, послушать певца из далеких казахских степей наряду с проживавшими в общежитии немногочисленными казахскими студентами приходили и другие. Сверкая глазами и вибрируя голосом, он воспевал героические деяния славных казахских батыров, красоту бескрайних степей».

Тогда же его пригласили в Алма-Ату для участия в праздновании 125-летия Жамбыла Жабаева. Музыкально-поэтический дар совсем еще молодого Кошенея вызвал восхищение маститых жырау и жырши. Съехавшиеся со всей республики мастера поэтической импровизации склонили головы перед талантом Кошенея.

Пробовался Кошеней и в амплуа актера – снялся в роли сына Акана сери в фильме «Ас» по мотивам поэмы «Кулагер» Ильяса Жансугурова, поставленного режиссером Болатом Мансуровым. Жизнь поэта оборвалась на взлете в результате несчастного случая 8 марта 1973 года. Было ему всего 26 лет. Он прожил короткую, но яркую жизнь, посвятив себя служению своему народу, национальному искусству и оставив богатое наследие. Его произведения публиковались на страницах газет и журналов, вошли в сборники «Қазақтың қазіргі халық поэзиясы», «Жамбыл және қазіргі халық поэзиясы», были переведены на русский язык.

Традиции сказительства продолжил и младший сын Рустембека Бидас. Он родился в 1951 году в селе Акжар Кармакшинского района. В его репертуаре наряду с эпосами «Кобыланды» и «Кероглы», киссы Омара Шораяка «Садуакас и Сахи», Жиенбая «Бедняк», терме и жыры Балкы Базара, Турмагамбета и другие. Сыновья Кошенея Арбалы, Нурбол, Акнур и Арнур также пошли по стопам отца и являются представителями традиционного искусства жырау.

В Кармакшинском районе в честь Кошенея Рустембек-
улы установлен памятник, в 2006 году открылся первый и пока единственный в Казахстане Дом жырау, который также носит его имя. Возглавляет его известный в республике акын, жырау и термеши Серик Жаксыгулов, его заместителем работает Бидас Рустембеков. Здесь бережно хранят музыкальные традиции предков. Уникальному и сложному искусству, насыщенному глубоким философским смыслом, здесь обучают молодое поколение. Из стен Дома жырау вышли многие известные в республике и за ее пределами музыканты, которые достойно представляют искусство земли Сыра.

К сожалению, огромный пласт поэтических произведений жырау не дошел до нашего времени. Большое значение в сохранении текстов жыров сыграли русские и немецкие исследователи, такие, как Лютш, Радлов, Потанин, Янушкевич, Мейендорф. Они сумели записать и сохранить многие известные нам сейчас произведения степных поэтов. В настоящее время ведется большая работа по изучению и сохранению нематериального культурного наследия казахского народа. С основными произведениями казахского эпоса можно познакомиться в 100-томном сборнике «Бабалар сөзi».

В области уделяется пристальное  внимание развитию традиционного музыкального искусства. В частности, искусства жырау, которое своими корнями уходит в глубокую древность и не растеряло своего сакрального смысла. Стало традицией проведение международного фестиваля «Коркыт и мелодии Великой степи», который  собирает ученых и мастеров искусств из родственных тюркоязычных стран.

В КГУ имени Коркыта ата по инициативе  жырау
Алмаса Алматова создана и действует кафедра «Народное пение». Ее студенты достойно представляют богатое песенно-импровизаторское наследие, сформировавшееся на земле Сыра. Выпускники кафедры успешно трудятся в культурных и образовательных учреждениях республики – музыкальных школах и колледжах, университетах и академиях, филармониях и центрах культуры, популяризируя национальное
 искусство.

Наш регион стал кладезью песенного искусства жыра и терме. В области работают четыре школы традиционного искусства жыра: в Кармакшинском районе – Дом жырау имени Кошенея Рустем-
бекова, при музыкальной школе класс жыра имени Сарсенбая жырау, в Аральском районе – центр имени Нуртугана шайыра, в Шиелийском районе – школа жыра имени Нартая. Народное искусство не устарело, не поблекло за давностью лет, напротив, продолжает жить и
развиваться.

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Третья полоса 15 август 2019 г. 3 434 0