• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПЕТРОГЛИФЫ КАРАТАУ: ТАЙНА СТАНОВИТСЯ ЯВЬЮ

  Петроглифы —  это выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Они могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.

Благодаря отсутствию техногенного воздействия на большей части территории Казахстана сохранилось множество памятников, которые изучаются специалистами. Петроглифы Казахстана – великолепные памятники первобытного и средневекового искусства. Специфика казахстанского рельефа, особенности пород камня, слагающего горные массивы, обусловили широкое распространение петроглифов.

 В эпоху поздней бронзы из экспозиций наскального искусства Казахстана уходят изображения «солнцеголовых», что свидетельствует об угасании солярного культа. Чаще встречаются рисунки в «зверином стиле», характеризующие новую эпоху — кочевников. На юге Казахстана перестают высекать образы-знаки, исчезают сюжеты с культом быка, так называемые «ряженые», а также солярные и очкообразные знаки. Надо отметить увеличение количества батальных сцен, сюжетов, связанных с воинским культом. Наскальное искусство кочевников, очевидно, берет свое начало с VIII — VII вв. до н.э.

Самые ранние упоминания о наскальных изображениях принадлежат средневековому ученому XI века аль-Бируни, говорившему о загадочных рисунках в стране кимаков, служивших объектом поклонения местных насельников.

Петроглифика Казахстана на протяжении длительного периода претерпевала множество изменений. Она расцветала и угасала, приобретала разные формы. Необходимо упомянуть тысячелетнюю традицию гравировки рисунков, выбора места и основы, южные и восточные склоны гор, более всего освещенные солнцем.

Несмотря на угасание данного вида изобразительного искусства, традиция высекать рисунки сохранилась, но в небольшом количестве на Мангышлаке, в горах Каратау и в Семиречье. Традиционный уклад жизни кочевников, еще долгое время сохранял это искусство.

В целом в каждом из регионов Казахстана памятники наскального искусства привлекают своим месторасположением и стилем. Так, наиболее крупные памятники по количеству гравюр и богатству сюжетов, по своим совершенным качествам стиля и технике нанесения рисунков выделяются в Южном Казахстане — Тамгалы, Ешкиольмес и Баян-Журек, в Центральном и Восточном Казахстане — Байконур, Прииртышье, Караунгур и Тесиктас, Западном — Айракты, Шахбагата.

Безусловно одним из сокровищ Великой степи является урочище Сауыскандык с наскальными изображениями, которое находится в 50 км к северу от аула Енбекши Шиелийского района нашей области на самой западной оконечности хребта Большой Каратау. Петроглифы урочища Сауыскандык наряду с уже известными наскальными изображениями Арпаузеня и Койбагара, а также Аксу Жабагылы (Таласский Алатау) представляют ценнейший источник по изу-чению мировоззрения, религиозных представлений и многих других сторон духовной культуры населения данной территории в различные исторические периоды.

Памятник был открыт в ходе научных изысканий Туранской археологической экспедиции Международного казахско-турецкого университета имени Яссави под руководством археолога, доктора исторических наук Мадияра Елеуова в 2004 году ..

Большая концентрация уникальных и разновременных петроглифов на участке береговой полосы протяженностью 4 километра ставит Сауыскандык в один ряд с такими выдающимися памятниками наскального искусства, как Тамгалы, Ешкиольмес и Арпаузен, поэтому создание на его базе историко-культурного заповедника или заказника и включение (при формировании соответствующей инфраструктуры) в систему местного и международного туризма представляется вполне возможным. Издание материалов по петроглифам урочища Сауыскандык можно рассматривать как первый необходимый шаг в этом направлении.

С 2014 года были начаты работы по подготовке документации для номинации петроглифов Сауыскандыка в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Все эти годы ученые осуществляли разведочно-поисковые работы на прилегающих к урочищу Сауыскандык территориях. В результате были выявлены новые местонахождения петроглифов.

Петроглифы и другие виды археологичес-ких памятников, которые свидетельствуют об интенсивной жизнедеятельности людей в данном микрорайоне в бронзовом веке (и, вероятно, еще раньше) и в последующие  периоды. 

Самые древние из них – это наскальные изображения из урочища Сауыскандык, которым более 4 тысяч лет. В Шиелийском историко-краеведческом музее можно увидеть фрагменты этих изображений. Научные сотрудники музея тесно сотрудничают с ученым-археологом, доктором исторических наук Мадияром Елеуовым. Вместе они целенаправленно занимаются изучением петроглифов и проводят совместные научные экспедиции в урочище Сауыскандык.

Вклад Мадияра Елеуова  именно в изу-чение петроглифов урочища Сауыскандык переоценить трудно.  Он провел археологические исследования в Кызылординской, Туркестанской  и Жамбылской областях. Он открыл более 200 археологических памятников разных исторических периодов и ввел их в научный оборот. М. Елеуов автор более 250 научных публикаций, нескольких
монографий. Он является заместителем председателя научно-методического совета по вопросам культурного наследия Кызылординской области, профессором кафедры КазНУ имени Аль-Фараби «Археология, этнология и музеология». По его инициативе организовано изучение местных архитектурных памятников, проведение раскопок, выпуск двухтомника о казахах и культурном наследии земли Сыра, а также разработка археологических карт каждого из
районов.

В рамках проекта «Туған елге тағзым» ученики Назарбаев Интеллектуальных школ Алматы и Костаная исследовали петроглифы в ущелье «Сауыскандык», расположенном в Шиелийском районе.

Наскальные рисунки бронзового века растянулись в горном массиве Каратау и описывают антропоморфные изображения, сюжеты охоты. Юные исследователи, получившие возможность посетить историчес-кий памятник, смогли изучить петроглифы, подтверждающие то, что древние люди жили под открытым небом вблизи источников воды в горно-степной местности.

Немало интересных петроглифов есть и в соседнем  с Шиели Жанакорганском районе. На территории нашей области одним из удобных мест проживания древних людей были отроги Каратау. На сегодня доказано, что цивилизация в Жанакорганском районе появилась еще в древнейшие времена – эпоху раннего железного века (I тысячелетие до нашей эры).

В 18-и километрах на север  от аула Талап на правом берегу реки Бесарык на скалах восточной стороны вершины горы Куйкентай специалистами найдены наскальные изображения – людей, горных козлов,  верблюдов. А на скалах, расположенных на северо-востоке аула Косуйенки на левом берегу реки Куланшы, есть ряд вычерченных на скалах рисунков горных козлов и другие. Существуют версии их происхождения, но пока историки разгадывают тайны этих изображений. Безусловно то, что петроглифы посвящены быту, традициям того времени, первобытных людей, проживавших в той эпохе.

В перспективе готовится  к выпуску книга о Жанакорганском районе в серии «Моя Родина – Казахстан». В ней будут даны исторические сведения об этих наскальных изображениях. 

В предгорьях Каратау находится загадочная и до конца неисследованная пещера Катын-камал. Рядом с ней растут лекарственные травы, внутри есть родник. По мнению ученых, она служила для местных жителей надежным убежищем во времена джунгарского нашествия. Вызывают интерес древние городища Кырозгент и Кумиян, датируемые ранним средневековьем. Во время строительства здесь использовались передовые для тех времен технологии. Результатами раскопок стали многочисленные предметы быта и культуры, полностью или частично сохранившиеся. Часть из них сейчас в экспозициях Жанакорганского районного музея.

В разделе этнографии представлены предметы быта, которыми пользовались жители в  прошлом веке: поделки из камня, дерева, кожи и кости,  котел с таганом, украшения и многое другое, что было найдено археологами при раскопке именно этих древних городов.

Археолого-этнографическая экспозиция, для которой выделен отдельный зал, основана на находках, сделанных в предгорье Каратау. Это петроглифы, на которых изображены люди, звери, птицы и знаки, которые пока не удалось расшифровать. Здесь же предметы из Жанакорганского городища –
горшки, кувшины, обломки кирпичей, покрашенных глазурью, химический состав которых до сих пор не установлен.

Максут Ибрашев

Фото автора

Кызылординские вести / Третья полоса 20 август 2019 г. 1 665 0