• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УКРЕПЛЯЯ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

Резец, топорик, несколько пилок, скобель помогают кызыл-ординцу Канату Акпанову создавать необычные сувениры из дерева, мимо которых невозможно пройти.

В его мастерской царит творческий беспорядок и пахнет сухим деревом. Сюда он приходит в свободное от основной работы время, когда ищет душевного покоя и равновесия. Канат Акпанов  преподает историю в колледже КазГЮУ. Именно специальность помогает постигать смысл национальных узоров и орнаментов, которые он вырезает на своих сувенирах.

– Казахские орнаменты таят в себе смыслы, идущие из глубины веков. Многие передаваясь от поколения к поколению народными мастерами и мастерицами, дошли до нас в своем первозданном виде. Их предназначение не только украшать утварь, одежду и другие предметы. Для наших предков орнаменты обладали магическими свойствами, служили оберегами, были способны притягивать удачу и счастье, – говорит Канат.

– Почему дерево? – продолжает беседу мастер. – Оно хранит в себе теплоту рук мас-
тера, обрабатывающего его, и  любая композиция получается яркой и живой. Было интересно видеть, как из доски или бесформенного куска дерева постепенно появляется под резцами то или иное изделие.

Канат мастерит сувениры. Охотно дарит друзьям, коллегам и соседям. Идеи приходят неожиданно, а вдохновение для своих творений он чаще всего черпает в фольклоре.

Интересоваться прикладным искусством мой собеседник начал в детстве. В начале 90-х он прошел обучение в Алматы. Но своим наставником в творчестве, открывшим секреты ремесла, считает известного в республике мастера, нашего земляка
Пахредина Садыкова. Канат считает, что станок не заменит человеческих рук. Изделия ручной работы хранят частичку души мастеров и выполнены из натуральных материалов.

– Любая работа из дерева требует времени и терпения.  Сначала делаю заготовки, потом собираю всю композицию воедино. Многое склеиваю. Обрезаю, сушу и потом начинаю работать. Мне важно, чтобы качество моих изделий было высокое, – говорит он. – С сырьем иногда бывает туговато. Но и это не самая большая проблема. Самое главное, чтобы людям мои сувениры нравились.

– Сколько нужно времени на одну фигурку из дерева?, – спрашиваю собеседника.

– Все зависит от вдохновения, настроения. Я стараюсь не копировать чужое. На то, чтобы из деревянной чурки сделать сувенир или шкатулку, которыми хочется любоваться, держать в руках, в зависимости от сложности уходит несколько часов. А если задумана большая работа, что-то эксклюзивное, то на изготовление может уйти и несколько дней, – говорит собеседник. – Чтобы вышло что-то красивое из дерева, нужно быть и скульптором, и живописцем, и резчиком. Не могу себя сравнить с великими мастерами, я пока далек от этого, но очень хочется достичь их уровня. Я рад, что имею отношение к миру прикладного искусства.

По словам Каната, успех в его работе всецело зависит от воодушевления. Если нет в какой-то момент интереса, если чувствует, что не просят руки резца, в мастерскую не заходит. Работа с деревом чаще всего способ убежать от суеты, остаться наедине со своими мыслями, побороть стресс.

– Спрос на изделия есть? – спросила я.

– Обо мне чаще всего узнают через знакомых, приходят и просят сделать тот или иной авторский сувенир, – говорит Канат. – Я не отказываю. Хотелось бы больше времени посвящать этому делу. Но в связи с основной работой, для меня это пока только любимое хобби. 

Помимо сувениров, мастер изготавливает и цельные композиции из дерева, которые рассказывают об истории родного края, традициях и обычаях казахского народа. Во многих изделиях мастер непременно использует шанырак и бесик – символы очага и семьи, его изделия непременно украшены национальными орнаментами. Своим студентам, которые хотят работать по дереву, Канат много рассказывает о том, каких традиций в своей работе придерживались казахские мастера прикладного искусства, о смысле национального орнамента и узора.

– Елбасы Нурсултан Назарбаев неоднократно говорил о высокой значимости народных промыслов, которые являются частью культурного кода. – Я рад, что сегодня народные промыслы стали ценить и беречь, а тех, кто их освоил, – поддерживать на государственном уровне. Одним из путей сохранения национальной идентичности Елбасы называет национальные традиции и обычаи народа, язык, национальное прикладное искусство.  Возрождению народного творчества способствует программа «Рухани жаңғыру». Убежден, что нужно взять все лучшее, что оставили в наследство наши предки, развивать и воспитывать молодое поколение, опираясь на традиции.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Третья полоса 22 август 2019 г. 504 0