• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

О ЧЕМ МОЛЧАТ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ БАШНИ?

Среди памятников истории и культуры, расположенных в нижнем течении Сырдарьи, встречается немало средневековых городов. Особое место среди них занимают башни, которые в научной среде относят к произведениям архитектурного искусства времен Огузского ханства. Их изучением сегодня активно занимаются ученые Кызылординского государственного университета имени Коркыта ата совместно с исследователями из Тюбингенского университета имени Эберхарда и Карла (Германия).

Первые сведения о средневековых минаретах можно встретить в источниках, датированных второй половиной XIX века. Впервые описания башен, установленных на месте захоронения Бегим ана, Сараман-Коса и Узынтам можно увидеть в трудах царского генерала Алексея Макшеева. В 1865 году в составе царских войск, совершивших поход в Среднюю Азию, в низовьях Сыра побывал известный российский ученый-историк Лев Мейер. Описывая средневековое городище Жанкент, он так рассказал о башне на месте захоронения Бегим ана:

«...в десяти верстах от него (Жанкента)находится надгробное сооружение, построенное из жженого кирпича в виде восьмигранной башни высотой 8 саженей (1 сажень – 2,1м). Оно известно под именем Бик-мен-ана».

Другие сведения об этих сооружениях можно встретить в рукописях членов Туркестанского любительского кружка тех времен. На его очередном заседании ученый Иван Аничков отчитался об итогах исследований памятников древности, расположенных в нижнем течении Сырдарьи. Он подробно остановился на описании башен Сараман-Коса и Бегим ана. Причем, впервые отчет был напечатан вместе с фотографиями башни Сараман-Коса. Позже, в 1910 году исследования  Л. Мейера и И. Аничкова вошли в «Сборник памятников Киргизской степи и Оренбургского края», подготовленный другим русским ученым Иосифом Кастанье. Кроме того, краткие сведения о памятниках Сараман-Коса и Бегим ана имеются и в «Археологической карте Казахстана».

В 1983-1986 годах плановые исследования памятников были проведены экспедицией общества защиты памятников истории и культуры Верховного Совета Казахской ССР. Тогда же были тщательно изучены особенности архитектуры башни Узынтам, описанное до этого  А. Макшеевым. Кроме этого, на сооружениях Сараман-Коса и Бегим ана были проведены реставрационнные работы. Члены экспедиции составили чертежи их фасадов, плана и разреза. В ходе этой работы впервые были подготовлены паспорта памятников архитектуры, расположенных на территории Кызылординской области. А архитекторы научно-исследовательского института «Казпроектреставрация» Бек Ибраев, Эскандер Байтенов и другие ввели эти памятники в научный оборот.

В 2004-2006 годах в ходе реализации государственной программы «Мәдени мұра» группа ученых археологической экспедиции «Чирик Рабат» провела исследования памятников, расположенных в районе Восточного Арала. Уже по их предварительным итогам ученые Жолдасбек Курманкулов и Азилхан Тажекеев определили географические координаты башен и сделали фотографии. Результаты работ были опубликованы в коллективном «Сборнике памятников истории и культуры Казахстана. Кызылординская область». Затем, в 2012 году башни посетил археолог Мурат Кожа, который сделал их подробное описание.

Руководитель научно-исследовательского центра «Археология и этнография» КГУ имени Коркыта ата Азилхан
Тажекеев считает, что до настоящего времени проводилось в основном, архитектурное исследование минаретов. Сегодня необходимо проводить комплексные археолого-архитектурные исследования. Необходимо попытаться установить их точный возраст и сведения об их назначении.

Башня Узынтам. Расположен памятник в 15 километрах от аула имени У. Туктибаева и 68 километрах от Казалинска. Сооружение в плане круглое, диаметр у основания – 7,3 метра, высота – 10 метров. Башня построена из сырцового кирпича 22-23 х 22-23 х 5-5,5 см и имеет цилиндрическую форму, которая слегка сужается в верхней части. Внутри располагается камера со сводчатым перекрытием. Выше сохранились остатки площадки, обнесенной парапетом. По сведениям ученых, памятник подвергся сильному разрушению и потерял первоначальный вид. Входное отверстие, также потерявшее первоначальный вид, обращено на северо-восток. На стене, расположенной напротив входного отверствия, со временем появилась большая пробоина. Внутри башни имеется параболическая камера в виде купола. Ученые сделали вывод, что эта комната была облицована жженым кирпичом. Рядом с памятником расположено казахское кладбище. Известный архитектор Э. Байтенов считает, что башня Узынтам является прототипом известных памятников Средней Азии, именуемых «комплексом минаретов». Участок вокруг постройки насыщен фрагментами обожженного кирпича. Облицовочный кирпич Узынтама был также использован для сооружения надмогильных памятников позднего времени, которые располагаются рядом. Сейчас сооружение находится в аварийном состоянии. К сожалению, отсутствие ограждения способствует дальнейшему разрушению памятника. Ученые полагают, что башня расположена на насыпном холме и потому считают необходимым более подробное археологическое изучение искусственного возвышения, напоминающего земляной курган, на котором стоит Узынтам.

Памятник Бегим ана находится на пологой возвышенности. Еще генерал  А. Макшеев писал: «...Башня стоит на возвышенности. Похоже, что это место когда-то было островом, оно находится в четырех саженях от Караарыка и 10 саженях от берега Аральского моря... Здесь была похоронена супруга хана Кызылбаша Чанджара...».

Сооружение представляет собой восьмигранную башню с двумя ярусами. Первый ярус — глухой монолит из сырца. Во второй ярус можно попасть через проём стрельчатой формы. Внутренний план —
круг, стены покрыты саманной штукатуркой. Дверной проём ориентирован на северо-восток, верх купола разрушен. Башня построена из сырцового кирпича и облицована квадратным жжёным кирпичом размером 23×23×5 см. Общая высота здания – 10 м, диаметр в основании – 16 м. За счет интенсивного сужения к верхней части мавзолей воспринимается высоким, устойчивым и величественным. По мнению другого ученого, Малбагара Мендикулова, большая высота сооружения и наличие под куполом специальной площадки определённо указывает на сторожевое его назначение. В то же время он выразил сомнение в том, что превращение ее в мавзолей произошло значительно позже.

Ученые говорят, что об этом памятнике нет никаких достоверных сведений. Хотя, в народе широко распространены легенды рассказывающие о падении города Жанкент и возведении минарета. Согласно одной из них, по времени история соответствует периоду правления в Жанкенте сына шаха Малика хана Санжара. Санжар женился на дочери святого Карабуры красавице Бегим. В один из дней хан усомнился в верности супруги и потребовал отрезать ей косу, левую руку и бросить ее в зиндан. Потом, когда верность Бегим была доказана, рука и коса восстановились. Однако женщина превратилась в птицу и улетела к берегу Аральского моря. Согласно легенде, Карабура проклял Жанкент, который впоследствии подвергся нападению змей. Люди, которым удалось бежать из города, построили минарет, дабы успокоить дух Бегим.

Другая версия легенды также связана с жизнью Санжар хана и Бегим ана. Как-то хан, который выехал на охоту, вспомнил, что забыл дома оружие и послал за ним одного из своих батыров. Прошло достаточно времени, а батыр не возвращался и разгневанный хан повернул коня назад.

Что касается батыра, которого хан послал за оружием, то он увидел во дворце Бегим, которая воспользовавшись тем, что во дворце никого нет, гуляла с открытым лицом. Увидевший такую красоту батыр лишился чувств. Вернувшийся во дворец хан увидел лежавшего на лестнице, ведущей к покоям ханши, бесчувственного батыра и обвинил супругу в измене. Невзирая на оправдания жены, хан отрубил ей косу и левую руку. Бегим ушла из дворца и укрылась в башне на берегу Арала. С тех пор это сооружение стало считаться минаретом святой Бегим ана.

Отец Бегим Карабура был зол на своего зятя и стал просить Всевышнего о справедливости. Люди были поражены, когда увидели, что за одну ночь у Бегим вновь появились рука и коса. Однако отец так и не смог вылечить душевную рану, нанесенную дочери. Легенда гласит о том, что после этого на Жанкент началось нашествие змей, люди в спешке стали его покидать. Купеческие караваны стали обходить его стороной, здесь перестали гнездиться птицы, а звери боялись приближаться к проклятому городу.

Есть версии, что эти легенды имеют связь с историческими событиями. Например, казахстанский историк Сержан Акынжанов, основываясь на средневековых рукописях, пишет, что на кипчаков, а позже и на огузские племена напали люди, которые называли себя «племенем змей». Исторические же факты говорят о том, что огузское государство пало в результате сражения с кипчакскими племенами. Получается, что историческое средневековое сражение огузов и кипчаков могло остаться в памяти народа в качестве легенды, связанной со змеями.

Башня Сараман-Коса – памятник архитектуры XI века, один из ранних образцов башенных мавзолеев на территории Казахстана. Он расположен на берегу Куандарьи, в трех километрах к северо-востоку от аула Каукей Казалинского района. Высота сооружения составляет 15 метров, диаметр у основания 12 метров. Толщина стен у основания достигает 1,6 метра. Башня Сараман-Коса имеет круглую конусообразную форму, стены возведены из кирпича-сырца и облицованы жжёным кирпичом квадратной формы.

И. Аничков, который впервые увидел башню в конце XIX века, писал, что высота ее составляет 15 саженей (32 метра). А. Тажекеев считает, что в отчете русского ученого высота сооружения явно завышена. На деле, как говорит ученый, до одиннадцатиметровой высоты стены памятника постепенно сужаются, а затем их обрамляет купол в форме усеченного конуса. Внутри имеются две комнаты, расположенные друг над другом. Верхняя комната разделена на связанные между собой два уровня. В нижней (на юго-западной стороне) имеется треугольный проем для окна. На противоположной стене была установлена полка. В верхней комнате имелась площадка, огороженная парапетом, на северной и южной стенах имеются проемы для прохода.

После проведения рестраврационных работ на памятнике выяснились некоторые отклонения от первоначального проекта, которые выразились в расположении входного проема нижней комнаты. Например, если внимательно просматривать снимок, сделанный И. Аничковым в 1897 году, то видно, что входной проем расположен выше основания сооружения. А в чертежах Э. Байтенова от 1990 года видно, что вход в минарет расположен на уровне земли. PhD докторант Тюбингенского университета Жетесби Султанжанов говорит, что до проведения реставрационных работ нижняя часть памятника обвалилась, что привело к оседанию сооружения. Причина в том, что фотографию, сделанную И. Аничковым, и исследование, проведенное экспедицией «Казпроектрестраврация», разделяет почти столетие. Эта версия основывается на наблюдениях известного археолога Михаила Грязнова. Он посетил мавзолеи Центрального Казахстана и сделал вывод: под воздействием природных факторов на надгробных сооружениях, построенных из кирпича-сырца, одновременно рушатся и верхние и нижние части. В результате обрушения памятник оседает, у его основания появляются холмики или насыпи.

В народе сохранилось немало легенд, связанных и с именем Сараман-Коса. Вот версия, записанная И. Аничковым. Примерно 20-25 поколений назад Сараман увез из страны ногайцев, которые жили в Ургенче, красивую девушку по имени Коса. Они полюбили друг друга, однако родственники девушки были против – они догнали беглецов и убили обоих в том месте, где сейчас находится памятник. По преданиям, памятник установили каракалпакские батыры Жоба и Айдос.

Наряду с башнями в нижнем течении Сырдарьи были расположены средневековые городища Кескен Куюк кала, Куюк кала, Жанкент и другие. Во времена экспедиции С. Толстова эта местность была сильно заболоченной и заросшей камышом. Действительно, исследования ученых показывают, что почва в те годы отличалась повышенным содержанием влаги. И потому, еще в 1946 году для группы памятников, расположенных в этих местах, С. Толстов впервые ввел термин «болотные городища». Они располагались в районе старого русла Сырдарьи, точнее, на равнине треугольного полуострова, ограниченного на севере Сырдарьей, на западе – Аральским морем, а на востоке – полосой болот и камышовых плавней.

Ученые А. Тажекеев и Ж. Султанжанов склонны рассматривать средневековые башни в контексте «болотных городищ». Во-первых, они расположены в окрестностях «болотных городищ» и вполне могли испытать влияние их культуры. Во-вторых, есть сходство применяемыхв обоих случаях строительных материалов. И в-третьих, городище Жанкент и памятник Бегим ана связывают общие легенды.

Что касается назначения этих сооружений, то ученые полагают, что захоронения людей рядом с ними появились много позднее. То есть, в народе эти места стали считаться святыми. На самом деле, современные ученые считают, что башни являются мемориальными памятниками. Это подтверждается и в трудах
И. Аничкова, который писал относительно башни Сараман-Коса: «…Один вид этой башни говорит о том, что она не относится к памятникам, связанным с захоронением».

Другой ученый, архитектор Б. Ибраев пишет, что местное население связывало башни с традицией проводить в них ночи. Стало быть, эти башни – место общения с духами умерших родственников. И потому каждая такая башня имеет свое название, связанное со святыми или чудодейственной силой. Например, рядом с башней Бегим ана можно увидеть многочисленные следы традиций жертвоприношения: обрывки материалов, монеты, черепа и рога домашних животных. С Б. Ибраевым согласен и Мурат Кожа, который утверждает, что башни были построены в память об усопших. Такое утверждение ученые объясняют тем, что внутри башен нет захоронений.

Получается, обе версии имеют право на жизнь. Однако, как говорит А. Тажекеев, вопрос еще не нашел окончательного решения. К примеру, М. Кожа пишет о том, что башня расположена на возвышенности и свои видом напоминает крепость. И потому уточнение назначения башен возможно только в результате полевых археологических исследований, которые включают в себя археомагнитную разведку и раскопки.

А. Тажекеев и Ж. Султанжанов пишут, что в низовьях Сырдарьи сегодня идет активное возрождение памятников архитектуры, имеющих конструктивное сходство с башнями периода огузов. На сегодняшний день известны около 40 башен и минаретов – это Жомарт, Сарыбайказган, Айвал, Орак, Караозек и другие. Большая их часть построена в более поздний период и расположена на месте старого русла Сырдарьи – в пойме Куандарьи и Жанадарьи. Ученые делают вывод: традиции искусства архитектуры и строительства, которыми владели огузы, обязательно найдут свое продолжение в архитектурном искусстве Казахстана.

Казыбек БОТАЕВ

Кызылординские вести / Третья полоса 24 август 2019 г. 1 187 0