• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УСПЕШНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГЧП В КЫЗЫЛОРДИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целом по Кызылординской области сохраняется положительная динамика социально-экономического развития. Одним из основных аспектов развития региона является применение механизма государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). Особенно использование ГЧП в решении проблем социальной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства – это самый эффективный финансовый инструмент.

Возможности государственного бюджета ограничены и, строительство социальных объектов, таких как физкультурно-оздоровительные комплексы, дома культуры, сельские врачебные амбулатории в отдаленных населенных пунктах финансируются по остаточному принципу. В рамках ГЧП государство имеет возможность построить и предоставить услуги населению по расширенному перечню.

Главным принципом ГЧП является тот факт, что инвестор полностью вкладывает свои средства и сдает объект «под ключ» – в товарах, объектах и услугах. И только после полного исполнения всех условий договора ГЧП получает от государства возмещение в виде выплат государственных обязательств. Государство выигрывает за счет выделения бюджетных средств на выплату государственных обязательств на краткосрочный и долгосрочный периоды. Это является одним из элементов «длинного» кредитования.

Следует отметить, что банки второго уровня не предоставляют кредиты на долгий срок, инвесторы берут на себя основные риски при финансировании проекта. И по каждому проекту проводится открытый конкурс по определению частного партнера.

Существует методика, которая позволяет обоснованно определять объемы государственных выплат, рассчитывая индекс, определяющий внутреннюю норму доходности (IRR), и устанавливающий баланс интересов, как государства, так и инвестора.

Показатель IRR по проектам ГЧП Кызылординской области один из самых низких по республике (средний показатель IRR – 11%). Это значит, что региональные проекты ГЧП обеспечивают равномерное и обоюдное распределение рисков между государством и инвестором. Как известно, при реализации чисто бюджетных инвестиционных проектов все риски возложены на государство.

На сегодняшний день по Кызылординской области в реализации находятся 116 проектов государственно-частного партнерства на сумму более 34 млрд тенге. Необходимо отметить, что проекты ГЧП в Кызылординской области реализуются  во всех сферах экономики, это проекты в сфере здравоохранения, образования, спорта, культуры, энергетики, жилищно-коммунального хозяйтсва и т.д.

В данное время по области подписано 39 договоров ГЧП, в том числе проекты по строительству 12 врачебных амбулаторий, аренде и сервисному обслуживанию 9-ти физкультурно-оздоровительных комплексов, открытию поликлиники на 400 посещений в смену в г. Кызылорде, 2-х детских садов в сельском округе Тан Жалагашского района и на левобережье Кызылорды, дома культуры в сельском округе Акжарма, дома малой вместимости по оказанию специальных социальных услуг в поселке Шиели, модернизации котельных социальных объектов (перевод на газовое отопление) и т.д.

Вместе с тем, через ГЧП в 2020 году полностью решится вопрос модернизации инфраструктуры объектов здравоохранения. Результат данных работ, например, введенная в залинейной части Кызылорды новая поликлиника на 400 посещений в смену, которая позволила внедрить новые методы диагностики и лечения для 43 тысяч человек.

Данный проект реализован взамен концессионного проекта по строительству поликлиники на 500 посещений в смену. Тем самым, сэкономлены бюджетные средства в сумме порядка 3,6 млрд тенге и ускорена реализация проекта на 2 года.

Кроме того, по механизму ГЧП планируется укомплектовать медицинские учреждения области необходимым инновационным, современным медицинским оборудованием. Преимущества реализации данных проектов ГЧП в том, что на их базе создаются специализированные лаборатории, обеспечивается техническое обслуживание оборудования, а также соответствующее обучение персонала.

В целом, реализация данных проектов в сфере здравоохранения позволит не только совершенствовать раннюю диагностику заболеваний, но и обеспечить население Кызылординской области доступными медицинскими услугами.

Следует отметить эффективность механизма ГЧП на примере развития инфраструктуры в сфере спорта. В целом, по республике не развита инфраструктура для занятий массовым спортом, сегодня в селах отсутствуют специальные помещения для занятия физической культурой и спортом, как для детей, так и взрослых.

В этой связи акиматы районов Кызылординской области данный вопрос решают по линии ГЧП. Преимущества реализации данных проектов в том, что регион сэкономил средства на строительстве 29 спортивных объектов. Необходимо отметить, что 27 объектов находятся в сельской местности и сумма сэкономленных средств на строительство объектов спорта составила порядка 9 млрд тенге.

Реализация проектов ГЧП по спортивным комплексам стимулирует развитие малого и среднего бизнеса в регионе, инвесторы в соответствии с договором ГЧП берут на полный контроль качество предоставляемых в аренду объектов, расширяется рынок услуг в данном направлении, молодежь приучается к спорту и снижается количество маргинальной молодежи. На сегодняшний день уже имеются положительные результаты, наши ребята стали призерами международных, республиканских соревнований по боксу, кикбоксингу, казакша курес, каратэ, рукопашному бою.

Суммы, которые представлены на возмещение государственных обязательств по физкультурно-оздоровительным комплексам являются обоснованными выплатами за арендуемый объект. Кроме того, государство на период действия договора ГЧП за счет инвестора обеспечивает полную и бесперебойную эксплуатацию объекта, и тем самым не отвлекается на хозяйственные проблемы. Конечным результатом по таким направлениям должен стать поэтапный перевод государственных услуг в сфере физической культуры и спорта в конкурентную среду и аутсорсинг.

В сфере образования также применяется механизм ГЧП – произведена полная компьютеризация школ региона. И Кызылординская область своевременно выполнила поручение Правительства Республики Казахстан по модернизации и оснащении компьютерами всех школ области. Так, были приобретены 8 096 компьютеров для 293 школ области. Поставка и установка техники произведена путем проведения открытого конкурса. Частным партнером в течение 3 лет будет оказываться техническое обслуживание компьютерной техники. Компьютеры были поставлены в 2018 году, а выплаты будут производиться поэтапно в течение трех лет – 2019-2021 гг.

Кызылординская область одна из первых закрыла вопрос об обеспечении дошкольного образования в возрасте от 3 до 6 лет. Сегодня в регионе функционируют 413 частных детских садов. В данном случае, инвесторы получают от государства только финансирование государственного заказа, сэкономив огромные средства на строительство детских садов.

В областном центре планируется открыть 3 новых, типовых детских сада. Сегодня активно ведется освоение левобережья, ведется строительство 42 жилых домов, образовательного кампуса университета «Болашак», введен в экспуатацию молодежный центр и музей. В августе здесь открыт детский сад на 320 мест, стоительство которого произведено за счет средств частного инвестора. Также планируется открыть детский сад на 280 мест в микрорайоне Арай и на 320 мест в микрорайоне Астана-2 в Кызылорде.

В рамках развития «зеленой экономики» реализуются проекты по модернизации ряда котельных социальных объектов. В этом году на природный газ будут переведены 32 социальных объекта. Также, планируется модернизация системы освещения областного центра. Выплаты частному партнеру будут производиться за счет экономии средств, предусмотренных на содержание и эксплуатацию объектов. Это позволит перейти на энергосберегающий режим.

Кроме того, в целях создания эффективного комплекса услуг по сбору, перевозке, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов ведется строительство нового завода по сортировке мусора и полигона ТБО в Кызылорде.

В связи с ограниченностью бюджетных средств в настоящее время планируется переход на реализацию проектов ГЧП, не требующих дополнительных выплат из местного бюджета, это: установка электронного билетирования в общественном транспорте Кызыл-орды, проектом предполагается возмещение затрат частного партнера за счет транзакции билетов, строительство 2-х студенческих общежитий на 700 мест в Кызыл-орде – размещение государственного заказа будет производиться через АО «Финансовый центр», передача школьных столовых в доверительное управление – государственный заказ планируется разместить за счет действующего объема фонда всеобуча.

Стоит отметить, что в Кызыл-ординской области более 60% проектов ГЧП реализованы именно в сельских населенных пунктах, куда нелегко привлечь крупных инвесторов.

Вместе с тем, с применением механизма ГЧП ведутся мероприятия по строительству терминала аэропорта «Қорқыт ата» в Кызыл-орде мощностью 250 пасс/час.

Действующий пассажирский терминал аэропорта «Қорқыт Ата» является приспособленным зданием. В 2014 году аэропорту «Қорқыт Ата» был присвоен «международный» статус, также были открыты пограничные и таможенные службы. Первый этап конкурса завершен, компания «BI Group» подала заявку на участие в проекте.

В рамках цифровизации планируется установить камеры видеонаблюдения, автоматизированные средства фиксации правил дорожного движения, систему электронного билетирования в городском общественном транспорте.

Далее принятые обязательства по ГЧП будут полностью исполнены и все намеченные цели по улучшению качества жизни населения в рамках реализуемых проектов ГЧП будут достигнуты.

Управление экономики и бюджетного планирования Кызылординской области

Кызылординские вести / Третья полоса 05 сентябрь 2019 г. 726 0