• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ ЯЗЫК ТАНЦА

Испокон веков наряду с поэтическим, музыкальным искусством было широко распространено и искусство танца. У казахов танцевальная культура формировалась и развивалась неразрывно с жизнью народа, условиями труда, быта. Народные танцы и в наше время очень популярны, несут в себе национальный колорит, завораживают своей неповторимостью, дарят возможность познакомиться с самобытностью национальной культуры.

Танцевальное искусство любимо казахским народом. Изучение быта, обрядов, фольклора казахов свидетельствует о том, что танец и его элементы сопутствовали весь период исторического развития духовной и художественной культуры. Между тем  было распространено мнение, будто у казахов до революции совсем не было танца. Научные изыскания в этой области доказывают обратное. Издревле казахские обряды и игры включали в себя элементы танца. Позднее были и танцы как массовые – хороводного типа, так и одиночные – импровизационные. Изначально танцевальный фольклор у казахов не имел широкого распространения, а присутствовал лишь на бытовом уровне. Это объяснялось многими причинами, и, прежде всего кочевым образом жизни народа, разрозненностью населения, тяжелыми условиями жизни. «Тормозящую» роль сыграло влияние религии, которая запрещала танцевать, подвергала гонениям танцующих, считая танец делом «нечистого духа». Но тем не менее, танцевальный фольклор в народе существовал, бережно им сохранялся, имел свои вековые традиции и отличался национальной самобытностью. О существовании народного танца у казахов говорят многие факты. Оставив в стороне обширные исторические аргументы и доказательства, достаточно указать на наличие в казахском языке  слов «би» – танец и «билеу» –
танцевать.  В эпосах и легендах казахского народа встречаются упоминания о танцах и плясках. Известно много музыкальных произведений –
кюев, звучащих как сопровождение к танцу.   Например, «Қаражорға» (вороной иноходец), «Тепеңкөк» (топот серого коня), «Казақ-би» (казахский танец), «Өрмек» (пряжа), «Аққу» (лебедь) и другие. Некоторые из них поэтому и носят название би кюи – танцевальная пьеса. Сохранились описания и зарисовки казахского народного танца, сделанные русскими путешественниками XIX века в ходе этнографического изучения. К примеру, уральский журналист-писатель Н.Ф.Савичев в газете «Уральские войсковые ведомости» (1868 г., №44) опубликовал воспоминания о Курмангазы Сагырбаеве. «Он исполнил старинный народный танец, аранжированный им с голоса. Это было прелестное адажио, а я ожидал услыхать что-нибудь вроде трепака», – пишет Н.Ф.Савичев. Тут же,  по рассказу очевидцев, он дает характеристику казахского народного танца: «Танцующие посредством движений стараются выразить томление любви, тоску разлуки, угрозу, месть и другие сильные чувства. В мотивах киргизского  танца все это есть, и музыкант повторяет один мотив до той поры, пока плясун перейдет к другому чувству». 

В журнале «Правительственный вестник» (1892 г., №64) опубликована статья «Киргизы в Среднеазиатской степи», которая также дает описание казахского народного танца. В частности, здесь написано, что «… после еды в юрту являются  почти всегда  музыканты с инструментом вроде балалайки, под музыку которого мальчики пляшут. Пляска заключается в верчении вокруг на одной ноге, причем другая нога поддерживается одной рукой. Свободной рукой мальчики быстро ударяют себя по разным частям тела. Затем начинается нечто вроде пляски вприсядку и вращение всего тела…»  

Известно, что знаменитый народный комик XIX века Агашаяк
(Рахимберды) выполнял сложный номер, в котором совмещал танец с прыжками через девять посаженных рядом верблюдов. Во время танца он напевал известную песню «Қалдау-қалдау, қыз қалдау». Зрители подпевали ему и, увлеченные танцем, раскачивались в его ритме.

В первой четверти XIX века исполнителями народных танцев были Жинды Кара и Жинды Омар. В сатирических пантомимах и танцах  они высмеивали феодалов и баев. В отместку за это последние – ревнители старины – назвали этих народных комиков «жынды», что значит дурачок.

К сожалению, большинство канонических форм древнейших плясок не дошли до современности в силу многих исторических причин, но в памяти народа осталась сюжетная тематика танцев старины и их традиционные движения, любовно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Казахский народ пронес через века традиции и идеалы танцевальной пластики, включив их в свои духовные ценности. Исследователи народного творчества подчеркивают, что казахский танцевальный фольклор всегда таил в себе огромные богатства, которые способствовали дальнейшему обогащению казахских сценических  танцев. Таким образом, со временем формировалась танцевальная культура казахского народа, оттачивалась, усложнялась, совершенствовалась и передавалась из поколения в поколение лексика, композиционные рисунки, сюжеты и образы. Нельзя не согласиться с мнением известного балетоведа, кандидата искусствоведения Лидии Сарыновой, которая отмечала, что «старинные народные пляски, следы которых удалось обнаружить, являлись не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности», а самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества».

Об истории формирования и развития народного танца многое можно узнать из книги «Казахские народные танцы», написанной первым  профессиональным танцовщиком и балетмейстером Казахстана, основоположником казахского народно-сценического танца Дауреном  Абировым и заслуженным деятелем искусств, танцором Аубакиром Исмаиловым. Здесь собран богатый материал о танцах советского периода, когда  мастера сцены обрели простор для творчества и профессионального роста.  В ходе работы над книгой с ее авторами своими воспоминаниями поделились мастера народного творчества, народные артисты КазССР К.Куанышпаев, К.Жандарбеков, К.Байсеитов, Г.Курмангалиев, драматург Ш.Хусаинов, композитор А.Жубанов, А.Маргулан, К.Кадаров, К.Азметов и другие. Д.Абиров и А.Исмаилов видели и записали много народных танцев. Мэтры танцевального искусства в своей книге приводят интересные факты о танцах и их исполнителях. Вот что они пишут о выступлении, состоявшемся на Куандинской ярмарке в начале двадцатых годов прошлого столетия: «Хорошо известный народный комик Зарубай, одевшись зайцем, исполнял юмористический танец «Қоян-би» («Заячий танец»), при этом прыгал, как заяц, по столу с расставленными на нем пиалами, не задевая и не роняя ни одну из них. Представление длилось почти час, и все это время окружающий народ смотрел на танец с огромным интересом, удивлялся  мастерству исполнения сложнейших танцевальных движений». Народный комик Рахим Асылбеков, бывший одно время актером республиканского драматичес-
кого театра, превосходил Зарубая по мастерству исполнения народных танцев. В его репертуаре были «Қаражорға», «Казақ-би», «Ортеке» и многие другие танцы.

Целый ряд танцевальных кюев исполняла на домбре Дина Нур-пеисова. Известный народный акын Доскей Алимбаев в ауле Токсыма Акмолинской области в 1928 году исполнил на вечеринке танец «Ұтыс-би» (танец-состязание), а также в дуэте с другим джигитом – танец «Құсбегі-дабылпаз» (охотник с птицей и барабанщик).

Народный акын Шашубай перед своим выступлением, чтобы поднять настроение собравшихся зрителей, вскакивал на коня и исполнял танец джигита на полном ходу, стоя на седле, затем спрыгивал на землю и плясал вокруг коня. Он же исполнял комический танец «Ортеке» (козлик).

Большинство старинных танцев рождено как отражение трудовой жизни казахского народа. Например, танцы «Қаражорға» и «Тепеңкөк», в которых исполнитель подражает скачке на коне, а также «Ортеке», где в юмористическом виде передаются движения и прыжки козла, рождены народом, основным занятием которого было скотоводство. Жизнь и привычки охотников отражены в танцах «Аю-би» и «Құсбегі-дабылпаз». Процесс работы ткачих можно заметить в танце «Өрнек-би». Сатирический характер имеет танец «Насыбайшы», в котором исполнитель высмеивает старика, увлекающегося жевательным табаком «насыбаем».

Уже исчезли из обихода, но сохранились в памяти народной свадебно-массовые обряды «қына-менде», «қыз-кәде», приуроченные к проводам невесты в аул жениха. Это были состязания родственников жениха и невесты, длившиеся почти сутки, причем песни чередовались с танцами.

Появление казахского танца на профессиональной сцене  связано с рождением театрального искусства Казахстана. Важное место в нем занимали первые национальные режиссеры музыкального театра Жумат Шанин, Курманбек Джандарбеков, Канабек Байсеитов, которые находили сюжеты для танцев из народной жизни, помогали в отборе музыкального сопровождения. Как было отмечено ранее, становление и развитие казахского танца имеет глубокие фольклорные корни. Эта традиция стала основой развития и сценического народного танца, который постепенно приобретал черты театральности и обогащался за счет профессионального
искусства.

 В годы советской власти в Казахстане было уделено особое внимание   подготовке профессиональных актеров и музыкантов из числа коренного населения. Тысяча казахских юношей и девушек были направлены на учебу в высшие учебные заведения Москвы и других городов России. Студенты казахской студии при Московском государственном институте  театрального искусства (1933-1937 годы) по заданию института изучали казахский народный танец. Во время летних каникул они выезжали в аулы и перенимали народные танцы у стариков-танцоров. С этими танцами студенты выступали на сцене московских клубов и пользовались заслуженным успехом. В подготовке профессиональных
кадров непосредственное  участие принимали известные мастера советской хореографии А. Я Ваганова,
А. В. Лавровский, А. В. Ширяев, Н. П. Ивановский, И. А. Чикрыгин, Н. И. Тарасов. Большую роль в освоении новых достижений  хореографического искусства в казахской хореографии сыграли  отечественные балетмейстеры З.Райбаев,
М. Тлеубаев, Б.Аюханов. Каждый из них, имея свой оригинальный почерк хореографа, привносил новые принципы в постановку казахских танцев. Так, З.Райбаев, работая балетмейстером театра оперы и балета им.Абая,   великолепно владея палитрой современной хореографии, ее содержательно-реалистической основой, поставил казахские народно-сценические танцы, ориентируясь на опыт профессиональных специалистов. Его танцы «Қосалқа», «Асатаяқ», «Келіншек» и целый ряд других постановок прочно вошли в репертуар коллективов театра им.Абая, Алматинского хореографического училища и самодеятельных ансамблей Казахстана. Из постановок Б.Аюханова наибольшим успехом пользуются казахские танцы «Аққу» (лебедь), «Балбырауын» (праздничный). Почерку этого  хореографа свойственна изобретательность в комбинациях и движениях, лиричность, яркая танцевальность. Видное место в развитии хореографического искусства Казахстана занимает М.Тлеубаев.  В своих работах он твердо придерживался характера казахской народной хореографии. Как образец можно выделить танец «Ынгойток», где особенно ярко и живо изображена жизнь казахского народа.

Одной из ярких представительниц казахского танцевального искусства была непревзойденная Шара Жиенкулова. Ее называли бриллиантом музыкально-пластического искусства. Главным педагогом и наставником для Шары был опытный балетмейстер, бывший солист Большого театра и партнер всемирно известной Анны Павловой Александр Александров. Он заложил в молодой и талантливой танцовщице хорошую основу русского классичес-
кого танца, обращая внимание на необходимость национального характера в искусстве. Результатом их совместной работы стал «Таттимбет», который до сих пор считается одним из лучших казахских танцев. Когда 13 января 1934 года в
Казахстане впервые поднялся занавес нового Казахского Государственного музыкального театра,  одним из ярких моментов в спектакле «Айман — Шолпан» (музыкальная драма М. Ауэзова) стал первый национальный казахский танец «Келіншек». Его придумала, поставила и сама исполнила Шара Жиенкулова. Это было начало казахской
хореографии.

С появлением в республике различных профессиональных коллективов, таких, как государственные ансамбли танца «Алтынай», «Салтанат», ансамбль классического танца, молодежно-эстрадный ансамбль «Гүлдер», казахский танец получил  жанровое разнообразие. Современному казахскому танцу свойственны примеры стилизации народной хореографии, интерпретации в классическом танце, опыт  ансамблей народного и эстрадного творчества.

На земле Сыра бережно хранят традиции казахского народного танца. Неизгладимый след в развитии народного творчества оставил самый первый в Казахстане народный ансамбль песни и танца «Сыр сұлуы», который вошел в отечественную музыкальную сокровищницу. Большим коллективом руководил известный композитор Мулькаман Калауов. В те далекие шестидесятые годы прошлого столетия  в качестве консультанта и балетмейстера был специально приглашен режиссер и балетмейстер государственного академического театра оперы и балета имени Абая Даурен Абиров. В последующие годы балетмейстером в ансамбле работал Равиль Сулейменов. В музыке и танцах «Сыр сұлуы» были отражены народные обряды, современные достижения, мечты о новом будущем. Таковыми были нежный лирический танец девушек «Былқылдақ», зажигательный «Қыз қуу», посвященный древнему обычаю  – погоне на коне парня за своей невестой, «Айтыс», рассказывающий о состязании импровизаторов на домбре.  А  в хореографической композиции «Арал» отражен трудовой пафос, она проникнута духом патриотизма. 

Создание  ансамбля «Сыр сұлуы» стало хорошим начинанием и помогло зарождению и развитию в
республике  многих других художественных коллективов, таких, как  «Досмукасан», «Айгуль», «Нургуль», «Шертер», «Торғай таңы»,  «Алтын арай» и  других.

В марте 2000 года в КГУ имени Коркыта ата состоялась презентация еще одного последователя «Сыр сұлуы» – фольклорно-этнографического ансамбля «Дидар». Его первый художественный руководитель – заслуженный работник РК, профессор Женис Уте-мисов,  балетмейстер – заведующая кафедрой «Ритмика и танцы»
Татьяна Угай  - вложили немало сил в общее  детище. За короткий срок «Дидар» достиг всеобщего признания. На всенародном фестивале в Турции был впервые удостоен звания лауреата.   В 2004 году   ансамбль  завоевал третье место среди коллективов из 36 стран  на прошедшем в
Киеве международном конкурсе «Танцы народов мира».

Сегодня творческий коллектив во главе с заведующей кафедрой  «Хореография», доцентом Гуль-
бану Мурзабаевой  играет большую роль в эстетическом воспитании студентов. Опытный педагог работает в вузе со дня основания кафедры. Недавно Г.Мурзабаева отметила тридцатилетие своей творческой деятельности в рамках первого в области музыкального фестиваля
 «Ақ кербез».

– Сегодня в Казахстане есть ряд специальных учебных заведений, выпускающих педагогов и балетмейстеров, – говорит заведующая кафедрой. – Казахская хореография давно вышла на новый художественно-сценический уровень. Деятельность педагогов и балетмейстеров  направлена на дальнейшее совершенствование казахского национального танцевального искусства. В нашей области наряду с «Дидар» на профессиональной сцене долгие годы уверенно держатся такие ансамбли, как «Томирис», «Нургуль». Сегодня многие кызылординские хореографы работают в ведущих     коллективах Нур-Султана и Алматы. Большой вклад в развитие танцевального искусства в области внесли Татьяна Угай, Торебек Бактыбаев, братья Болат и Алмас Каржаубаевы, Салтанат Нурманова и многие другие хореографы и
балетмейстеры.

У казахского народа богатое национальное танцевальное искусство. По мнению Г.Мурзабаевой, важно, чтобы специалисты, занимающиеся его сохранением и развитием, руководствовались исторически сложившимися традициями, корректно использовали новые достижения хореографии. Казахское танцевальное творчество – неотъемлемый элемент художественной культуры казахского народа и общечеловеческой в целом.

Подготовила  Ботагоз АЖАРБАЕВА                 

Кызылординские вести / Третья полоса 07 сентябрь 2019 г. 2 018 0