• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

бережно храня наследие коркыта

Коркыт ата стал прочной основой нашей духовности,  сплотив древние тюркские народы. В музее мемориального комплекса  «Қоркыт ата» представлены ценные экспонаты, рассказывающие об эпохе великого мыслителя и сказителя.

В первом из трех экспозиционных залов установлено большое полотно с изображением Коркыта.

– Это картина нашего земляка, известного художника, заслуженного деятеля искусств РК Агимсалы Дузельханова, – начала свой рассказ научный сотрудник, экскурсовод  музея Айгуль Бермаханова. – Многие свои работы он  посвятил легендарным историчес-
ким личностям. Коркыт занимает особое место в творчестве мастера. На картине  знаменитый сказитель  изображен   посреди бескрайней степи с кобызом.

Жизнь старца – не просто красивая легенда, исторические документы подтверждают его существование. По словам экскурсовода, первое письменное доказательство о Коркыте – героический эпос огузов  «Китаби деде Коркуд». У тюркских  народов существует также общий народный эпос «Огуз-наме» («Сказание об Огузе»). По  этой книге родина Коркыта городище Жанкент – центр огузских племен  IX-XI веков, который располагался  на берегах Сырдарьи. А место, где он обрел бессмертие –
Кармакшинский район. Коркыт из  рода Кай (Кайыспас) огузского племени. Отца звали Каракожа. Мать из рода кипчак. Его рождение связано с чудесами и мифами. Есть предание, что перед появлением на свет младенца произошло затмение солнца, вокруг стало совсем темно, началась буря с
дождем, гремел гром и сверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда родился Коркыт, все это сразу закончились. 

Богатые легендами и преданиями низовья Сырдарьи стали сердцем тюркского мира.  Здесь расположены древние городища Сыганак, Жанкент, Чирик-Рабат, Кердери, мавзолеи Бегим ана, Корасан ата. В экспозиционном зале –
панно с изображением Жанкента. Как свидетельствует историография, впервые  городище упоминается в дошедших до нас сочинениях арабского географа Ибн-Руста начала X века. Название средневековой столицы огузов Жанкент (Янгикент) переводится как «новый город» или «новая столица». В ряде средневековых письменных источников говорится о том, что Жанкент был резиденцией царя огузов. Впервые ученые его посетили в  1740 году – исследователи поручик Гладышев и геодезист Муравин побывали в низовьях Сырдарьи на развалинах Жанкента и других городищ. Первое упоминание городища принадлежит Е.К.Мейендорфу, совершившему путешествие из Оренбурга в Бухару. В печати первые описания этого городища появились в 1867 году благодаря заметкам А.И.Макшеева и В.В.Григорьева. В том же году для изучения Жанкента в низовья Сырдарьи был отправлен известный русский ученый
П.И.Лерх.

В советский период археологические исследования в Казахстане возобновились в конце 1920-х годов. В 1946 году в низовья Сырдарьи для исследований прибыла Хорезмская историко-этнографическая экспедиция АН СССР под руководством С.П.Толстова. Она провела аэрофотосъемку, собрала материал. Новый этап исследования городища Жанкент датируется 2005 годом, когда объединились усилия ученых Института археологии им.А.Маргулана, КГУ имени Коркыта ата и Института этнографии и антропологии РАН.

В музее  есть тематичес-
кие стенды, посвященные историко-культурным памятникам  земли  Сыра. Здесь представлены редкие экспонаты, найденные учеными научно-исследовательского центра «Археология и этнография» КГУ имени Коркыта ата в ходе раскопок на древних городищах Жанкент, Чирик-Рабат, Сыганак, памятниках Жетыасарской культуры. В ходе археологических работ получен прекрасный комплекс предметов материальной культуры, который проливает свет не только на хозяйство, но и на духовную культуру огузов.   Получена большая коллекция находок,  представленная медными монетами, орудиями труда, бронзовыми изделиями в виде серег, колец, бубенчиков, нашивных бляшек – аналогий в памятниках конца I начала II тысячелетия н.э. Керамика представлена столовой и хозяйственной посудой в виде хумов, кувшинов, кружек, пиал,  изготовленных на гончарном круге. Здесь просматриваются культурные традиции, характерные для оседло-земледельческих и кочевых племен Южного Казахстана и Сарыарки. К примеру, в керамике Жанкента важным был орнамент. Он был представлен преимущественно пышным бараньим и растительным декором.  Здесь  четко ощущается важность для мастеров того времени присутствия  такого домашнего животного, как баран. Особенно подчеркнуты его рога, переданные на некоторых предметах стилизованно или даже реалистично. Все это  свидетельствует о наличии в то время так называемого «культа барана». Наиболее ценная – ритуальная очажная подставка из камня в виде  барана, датируемая XIII-X веками.

– Она изготовлена из обожженной глины, полностью отреставрирована, – рассказывает моя собеседница. – Края подставки оформлены в виде завитков рогов с  резным орнаментом. Такие подставки часто встречаются в древних городищах. Многие  найдены в очагах домов жителей среднего класса, но здесь люди не готовили пищу. По мнению ученых, очаги с подставками  были культовыми местами, своего рода святилищами. Среди редких экспонатов –
изделия из кости в виде барса –
сакрального символа казахского народа. Этот загадочный и редкий зверь был тотемным животным. В тюркской мифологии барс олицет-
ворял  силу и могущество. 

К числу археологических находок относятся и ювелирные изделия – бусы из различных камней, костей, металла, а также игральные предметы в виде одного образца костяного предмета, предположительно – шашки. Все эти предметы, по мнению ученых, импортированы и находят ближайшие аналогии в других культурах Средней и, возможно, Южной Азии. 

Кобыз занимает особое место в музее. Его авторы – Аманжол Найманбай и Хабар Самат. Мастера подарили музыкальный инструмент музею в  2000 году.

– По легенде этот инструмент создал великий сказитель Кор-кыт, –  отметила А.Бермаханова. – Осознав скоротечность человеческой жизни и то, что ни богатство, ни знатность не сохранят ее, он решается покинуть  дом и отправиться на поиски бессмертия и пути для избавления от страданий.  В поисках бесконечной жизни Коркыт уходит от людей, но всюду  видит увядание и смерть: в лесу — сгнившее дерево говорит о скорой смерти, в степи — ковыль, выгорающий под солнцем, даже  горы говорят об ожидающем их разрушении и о том, что такой же конец ждет Коркыта. Видя и слыша  это, в одиноких терзаниях он выдолбил из дерева ширгай — первый кобыз –
натянул на него струны из конских волос и заиграл, изливая мысли и чувства в музыке. Он вложил  душу в эти мелодии, чудесные и пронзительные звуки струн кобыза затронули сердца людей и пленили их. Все живое внимательно слушало кюи Коркыта. Смерть тоже внимала  музыке, но не приближалась к нему. Вот так, играя на кобызе, Коркыт избегал  смерти. Так ему открылась истина, и он нашел путь к бессмертию, оставив после себя  музыкальный инструмент
кобыз.

В памяти народа Коркыт  
прежде всего создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе. Кюи – одно из самых прекрасных и  сокровенных наследий казахской традиционной музыкальной культуры. Нет достоверных сведений о том, когда зародился этот жанр, но это полное магии и очарования, завещанное нашими предками искусство с древнейших времен  остается неразрывной частью духовности. Не одно поколение казахского народа выросло и было воспитано на высоком и благородном наследии таких великих кюйши, как Курмангазы, Даулеткерей, Байжигит, Таттимбет, Казангап, Сугир, Тока и Абыл. Многие исследователи поддерживают мнение о том, что кобыз тесно связан с миропониманием кочевников и в некотором роде моделирует строение их космоса. Тому свидетельство – чудесный миф о том, как Коркыт, сидя у воды, долго завораживал своей игрой  смерть и как она все же настигла его в облике змеи, смертельно ужалившей музыканта в тот момент, когда он заснул лишь на мгновение.

Продолжатели традиций Коркыта – Искак Дукенулы, Жаппас Каламбаев, Даулет Мыктыбаев, Нышан Шаменулы, Ыкылас Дукенулы, Балкы базар, Турмагамбет,  Рустембек, Шамшат, Сарсенбай жырау внесли большой вклад в широкую пропаганду музыкального искусства нашего великого предка. В музее представлены книги, аудиодиски, рукописи  и фотографии этих мас-
теров. Здесь хранятся личная домбра и аудиокассета Кошенея. Среди исследователей наследия Коркыта – ученые-фольклористы Ауельбек Конратбаев, Мардан Байдильдаев,
Ахат Жанаев. Загадочный цикл кюев Коркыта унаследовал один из известных в низовьях Сыра кобызист Сокыр Нышан. Настоящее имя его Исмаил Шаменулы. Кюи Коркыта в исполнении Сокыр Нышана слушали Сакен Сейфуллин, Алиби Жангельдин, Сара Есова, Алькей Маргулан, Бейимбет Майлин, Магжан Жумабаев, Мухтар Ауэзов, Ильяс Жансугуров  и другие. 

Из музыкального наследия Коркыта известно около двадцати произведений. Двенадцать из них исследователю казахского фольклора А.Жанаеву с помощью М.Байдильдаева удалось записать на магнитофонную ленту. На ноты были записаны такие кюи, как «Башпай», «Желмаяның желісі», «Әуіпбай, Әуіпбай», «Ұшардың ұлуы», «Тарғыл тана», «Аққу күйі» и другие.

– О великом сказителе и мудреце написано около семисот научных исследований. О возрасте Коркыта нет точных данных. Одни утверждают, что он прожил 95 лет, другие – больше 190, есть и те, кто дают ему и 400 лет, – отметила А.Бермаханова.

Во втором экспозиционном зале хранятся уникальные изображения  могилы Коркыта. В частности, рисунок  мавзолея (1906 г.), сделанный по поручению  русского исследователя И.А.Кастанье. Рядом копия фотографии могилы (1866 г.)
из альбома «Туркестан».

– Мавзолей Коркыта, находившийся на берегу  Сырдарьи, простояв около 1300 лет, разрушился, –
сказала научный сотрудник. – Востоковед Абубакир Диваев, доказавший, что великий мыслитель родился и жил на берегах Сырдарьи,  в 1866 году проезжал из Ташкента в Казалинск. По пути посетил могилу Коркыта. Её он нашел в  плачевном состоянии и попросил сопровождавшего его помощника губернатора, подполковника Арзамасцева (тот был фотолюбителем) сделать две фотографии, одна сделана с берега, вторая – со льда реки. Копия одной из них  хранится в музее.   Известный исследователь А.Маргулан писал в своих трудах о могиле Коркыта, что   основание  построено в форме четырёхугольника, а стены воздвигнуты из жженого кирпича. Согласно преданиям рядом с могилой, ближе к реке, находится могила его младшей сестры. В конце XIX века могила Коркыта из-за наводнений начала разрушаться, но благодаря своей прочнос-
ти простояла ещё полвека. Стены    полностью разрушились в 1952
 году. 

В третьем экспозиционном зале посетителям представлен электронный (отсканированный) вариант книги  «Китаби деде Коркуд». Как отметила А.Бермаханова, эпос известен, в основном, по двум рукописям: дрезденской, состоящей из 12 сказаний, и ватиканской – из 6 сказаний. У тюркских  народов существует также общий народный эпос «Огуз-наме» («Сказание об Огузе»).   В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Она  была переведена на языки народов Западной Европы, Востока. Впервые на казахском языке она вышла в свет в 1986 году в переводе А.Конратбаева.

Экспозиции дополнены материалами, рассказывающими об истории мемориального комплекса «Қоркыт ата». Как сказала А.Бермаханова, в 1980 году по проекту архитектора Б.А.Ибраева и физика-акустика С.И.Исатаева на месте прежнего захоронения Коркыта ата был воздвигнут памятник  высотой 8 метров, состоящий из 4-х прямых стел, устремленных в высь. В центре  расположен кобыз, который при порывах ветра издавал звуки.   В 1997 году во время реставрационных работ были построены также амфитеатр, пирамида желаний, музей, гостиница. Архитектурный ансамбль стал мемориальным комплексом. С 2000 года он работает как филиал областного музея. В 2014 году по поручению Главы государства  комплекс был полностью реконструирован. Построено новое здание музея, администрации и другие объекты.  Мемориал посещают люди со всего мира, считая его святым местом. Комплекс «Қоркыт ата»   внесен в государственный список памятников истории и культуры  местного значения. Здесь традиционными стали встречи гостей и выступления музыкантов в рамках международного фольклорного музыкального фестиваля «Коркыт и мелодии Великой степи». Комплес включен в   список историко-культурных объектов «Сакральной географии Казахстана».

Каждый год музей посещают порядка тринадцати тысяч человек. Сегодня здесь хранится более двух тысяч экспонатов. Фонд  периодически пополняется новыми экспонатами, рассказывающими о жизни нашего великого предка, оставившего неизгладимый след в истории не только казахского народа, но и всей тюркской цивилизации. Как известно, в конце прошлого года  в перечень нематериальных памятников культурного наследия человечества
ЮНЕСКО была включена  многонациональная номинационная заявка  «Наследие Коркыта ата: эпическая культура и музыка». Как отметила А.Бермаханова, соответствующий сертификат, выданный казахстанской делегации на этом важном историко-культурном событии, стал одним из  значимых эскпонатов музея.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Кызылординские вести / Третья полоса 14 сентябрь 2019 г. 1 064 0