Мудрец подобен стрельбе из лука, когда стрелок — это и тот, кто стреляет, и то, во что выпущена стрела. Это слова французского философа Жиля Делеза. Почему мыслитель связал, казалось бы, далекие понятия – мудрость и оружие? Ответ на этот вопрос можно найти в древней игре номадов, которая по-казахски называется «Жамбы ату».
Жамбы ату — праздничные состязания казахских воинов в меткости стрельбы. Аналогичные турниры с немного различающимися правилами и названиями известны и у других тюркоязычных народов — киргизские «жамбыатыш» или «джамбыатмай», узбекский «алтын кабак», таджикский «кабак». Возможно, у степных соседей турнир заимствовали и на Кавказе — грузинские и армянские «кабахи». Созвучны тюркским вариантам и японские «ябусамэ».
Во всех этих состязаниях, несмотря на возникшие со временем различия, можно усмотреть ключевое сходство: ценный приз (джамбы́ — это торговый слиток серебра весом в 1,88 кг.) устанавливался на определённой высоте, участник, сбивавший с определённого расстояния и положения приз, забирал его себе. Для сохранности приза попасть нужно было не в него, а в его крепление (жилу, ремешок, бечёвку, шест), либо использовать притуплённое оружие.
Участник мог быть пешим или конным, использовать дротик, копьё, лук, ружьё или пистолет — правила могли меняться в зависимости от обстоятельств, масштаба праздника, статуса хозяев и гостей. Но неизменно, чем ценнее приз, тем труднее его получить. Труднее всего перебить подвеску с призом выстрелом с лошади на полном скаку, когда требуется не только высший уровень интуиции стрелка, но и такой же уровень управления лошадью. При всём разнообразии снаряжения и правил именно этот вид состязаний подразумевается в первую очередь при упоминании жамбы ату и его подобий.
При определённых условиях (размер мишени, расстояние, скорость, количество попыток) победа всадника в жамбы ату – это выдающееся достижение, только превосходный воин и прирождённый лидер способен на полном скаку выстрелом из лука перебить тонкий подвес и забрать приз стоимостью в несколько отар овец. Победитель становился героем. В эпических сказаниях о героях (к примеру, о Манасе, Кобланды) среди прочих подвигов описываются их участие и победа в жамбы ату.
Происхождение состязания «Жамбы ату» точно не установлено. В дословном переводе с казахского «жамбы ату» значит «стрелять по джамбу». Косвенно восстановить историю происхождения можно по истории джамба, которая приходится на конец XIII — начало XIV веков – времени научно установленного распространения джамба как платёжного средства на территории современного Казахстана и его окрестностей.
Оглянувшись на семь столетий назад, можно представить, как по случаю свадьбы дочери или рождения сына в ставке хана чингизских кровей, наряду с прочими увеселениями и развлечениями проводятся состязания конных лучников с невероятно щедрым призом, как на этих праздниках присутствуют старейшины союзных родов и племён и правители подданных городов и народов, которые, разъезжаясь, стремятся устроить у себя такие же состязания, которым, в свою очередь, в меру своих возможностей подражают уже их вассалы.
Так «стрельба по слитку», постепенно распространяясь, становилась всё менее узнаваемой, то упрощаясь до детской стрельбы по кожаным мешочкам «на счёт» («Стрельба в сур»), то возвышаясь до религиозного ритуала-церемонии («Ябусамэ»). Получают объяснение и глубокое проникновение турнира в культуру кочевых народов, их потомков и соседей, и народный характер состязаний, и их довольно высокий престиж.
До XX века строгих правил не существовало. Однако на территории современных Киргизии (жамбыатыш) и Казахстана (жамбы ату) обычным было соревнование на дистанции – 150-160 м. («100 луков»), с беговой дорожкой шириной – 5 м. и с «призом», подвешенным на высоте 4-6 м. от земли на Г-образном столбе, собственно приз чаще всего представлял собой серебряный диск или полумесяц размером 20-25 см; столб с мишенью располагался в 50 метрах до финишной черты и 30-45 м. («20-30 луков») слева от беговой дорожки, давалось две попытки.
Во второй половине XIX века, после Крымской войны, когда отряды кочевых лучников, мобилизованных согласно союзным договорам, были признаны совершенно устаревшими и вооружение вои-нов луком было официально запрещено, появились состязания конных стрелков с ружьями — «Жамбыатмай», при которых положение мишени стало заметно выше (до 12 м.).
Как и с жамбыатмай, некоторые комплексы правил закреплялись в отдельные виды жамбы ату — айкабак ату, алтынкабак ату, жамбыасык.
На территории СССР жамбы ату как живая и значимая традиция пришла в упадок. Многие навыки и секреты верховой стрельбы оказались на грани забвения. Однако с обретением республикой Казахстан независимости интерес к этому виду состязаний стал быстро возрождаться. Приблизительно в это время в справочниках довольно неожиданно получило распространение устойчивое описание правил жамбы ату как состязаний всадников с копьём.
На игровой площадке (дорожке ипподрома) с интервалами в 25 м. устанавливают 5 станков, на которых размещают копье, мяч, кольцо диаметром 0,5 м., гранату и снова кольцо. Кроме того, между первым и вторым станком на земле ставят цель для нанесения укола копьем.
Участники игры (шесть человек от каждой команды) выстраиваются в 50 м. от первого станка. По сигналу судьи участники поочередно пускают лошадей в галоп и, подскакав к первому станку, схватывают копье, которым наносят уколы по предмету на земле и мячу, после чего бросают копье в кольцо, со следующего станка хватают гранату и бросают её в последнее кольцо.
Употребление гранаты как метательного снаряда, как и вообще данный комплекс правил, можно считать вариантом модернизации жамбы ату. Однако наряду с попытками создать и популяризировать обновлённый вид жамбы ату возрождаются и классические состязания конных стрелков из лука.
В 2013 году была создана международная Ассоциация традиционных видов спорта тюркских народов со штабом в Астане, среди прочих задач ассоциация объявила и задачу возрождения традиций жамбы ату. С 2014 года в Казахстане проводятся республиканские чемпионаты среди юниоров, открываются секции жамбы ату при ДЮСШ. В 2015-м в составе казахской Федерации по национальным видам спорта образована федерация «Жамбы ату». В 2017-м в Астане (ныне НурСултан) проведён первый международный турнир по жамбы ату «Алтын жебе» («Золотая стрела»), в котором приняли участие 20 спортсменов из 11 стран.
До появления в Астане в 2013 году организации, официально занявшейся развитием жамбы ату (Международной Ассоциации традиционных видов спорта тюркских народов), строгих, чётких правил этого состязания не существовало. В связи с намерением проводить регулярные чемпионаты и турниры по жамбы ату встаёт задача такие правила авторитетно сформулировать.
Турнир проводился в три этапа.
Первый этап, «Шапшаң ату» («Быстрый выстрел»): участник верхом на коне становится на рубеже огня и по команде судьи начинает стрельбу. На стрельбу даётся 10 секунд. Красный круг мишени — 3 очка, жёлтый — 2, синий — 1.
Второй этап, «Қалқан ату» («Стрельба по щитам»): на дистанции в 35 метров друг за другом установлены 3 мишени; двигаясь галопом вдоль рубежа огня, участники ведут по ним стрельбу. Красный круг мишени — 5 очков, жёлтый — 3, синий — 1. По две попытки.
Финальный этап, «Жамбы ату»: повторяются условия второго этапа, но мишени подвешены и расположены на расстоянии 8, 10 и 12 м. от рубежа огня — соответственно «қола жамбы» («бронзовый джамб») — 5 очков, «күміс жамбы» («серебряный джамб») — 10 и «алтын жамбы» («золотой джамб») — 15; во второй попытке мишени приближаются на метр. Если участник перебьёт стрелой бечёвку, держащую мишень, — 20 очков.
Поклонники верховой стрельбы из лука надеются, что эта игра войдет в программу Олимпийских игр уже в следующем цикле подготовки к ним. Дело в том, что политика Международного олимпийского комитета предусматривает расширение дисциплин. Например, в следующем году в Токио медали будут разыграны в скалолазании, скейтбординге и серфинге. Верховая стрельба из лука может пополнить список олимпийских видов спорта во время игр в Париже в 2024 году.
Максут Ибрашев
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |