Кызылординская земля взрастила немало талантливых, одаренных людей, оставивших неизгладимый след в истории отечественной и мировой литературы. В их числе – народный писатель Казахстана Абдижамил Нурпеисов, которому вчера исполнилось 95 лет.
Как точно подмечено, Абдижамил Нурпеисов является, пожалуй, самым глубоким писателем нашего времени в Казахстане, это настоящий патриарх отечественной литературы.
Он родился в 1924 году в рыбацком поселке Куланды на берегу Аральского моря. Там учился в школе, оттуда ушел на фронт. В Великую Отечественную воевал в калмыцких степях, под Луганском, фронтовыми дорогами прошагал до берегов Балтики, где, запертая на Курляндском плацдарме, отчаянно сопротивлялась группировка фашистских войск. Жизнь сводила его с людьми разных судеб и национальностей, заставляла задумываться над природой мужества и малодушия, благородства и приспособленчества. И после войны весь запас наблюдений, мыслей требовал выхода, просился на бумагу.
Начало писательскому творчеству положил роман «Курляндия» (1950), создававшийся в первые послевоенные годы, когда, как вспоминал сам Абдижамил Нурпеисов, «в литературу шла совсем еще зеленая, безусая молодежь в пропахших дымом, потертых шинелях». В 1958 году роман «Курляндия» вышел в новой редакции под новым названием «Долгожданный день». Это роман о Великой Отечественной войне, о боевых подвигах солдат и офицеров Второго Балтийского и Ленинградского фронтов, освободивших территорию прибалтийских республик от фашистских полчищ. Роман был отмечен республиканской премией имени Жамбула.
Мэтр с лукавой самоиронией рассказывает о том, как сразу же после возвращения с фронта он представил видному казахскому писателю Габидену Мустафину тонкую школьную тетрадь, исписанную мелким почерком.
На вопрос «Что это?» он с невинно-горделивым видом ответил: «Роман!» Тот с подобающим юмором передал эту историю председателю Союза писателей Казахстана Сабиту Муканову. Наивность молодого человека вкупе с аурой офицера-фронтовика, похоже, тронули сердца обоих, и Муканов взял Абдижамила под свое покровительство.
Между тем к 1950 году тетрадка действительно выросла до романа «Курляндия». Но самому Абдижамилу он не нравился, потому что: «Сюжет и стиль навеяны мне романом «Разгром» Эмиля Золя». Тетрадку переписал в 1958 году, дав рукописи новое название – «Долгожданный день».
Писатель, критик Тахауи Ахтанов отметил, что в романе «Курляндия» молодой писатель в первую очередь показал свой талант, мастерство художника, создал живые, художественно красочные образы. Не только мысли и мечты, действия современников, которых мы встречаем в жизни, но и внешность, характер, в некоторых случаях и внутренний мир представал перед нашим взором в живом, еще не высохшем красочном виде. Еще одно качество, которое надо отметить особенно, – молодой писатель показал, что хорошо знает казахский язык и может успешно использовать его в художественном произведении.
Пройденный с боями путь, постижение человеческого и фронтового братства снабдили духовный мир А.Нурпеисова глубоким пониманием причастности личности к истории, заставили новым взглядом посмотреть на жизнь в свете уже собственного опыта. Сам аксакал считает, что творчество писателя нельзя отделить от родной почвы и рассматривать обособленно, ибо творчество писателя мужает вместе с общенациональной литературой. Своим учителем он считал и считает Мухтара Ауэзова. Талантливый писатель всегда ориентировался на открытия прозы М.Ауэзова, шел по проложенному им пути, терпеливо и настойчиво отыскивал «в потемках истории» запорошенные временем следы предшественников, принимал на себя «тяжкую скорбь ушедшей эпохи».
Молодой офицер, вернувшийся с фронта Абдижамил насколько горячо встречается с родной землей, настолько желает от чистого сердца воспеть любовь к нему на широком пространстве жанра романа. Это четко заметно в его творчестве. «... До сих пор душа тянется к сельской жизни. Насколько далеко не уходил бы, одна из вен тела будто пульсирует на родной земле. В некоторые дни вспоминаешь одинокий очаг старика-рыбака, его бедную обитель, мигающую лампу. Хотя свой дом выглядит лучше, тебе дорог этот дом, пропахший рыбой. Внутри дома отец, возможно уставший от тяжелого труда. На обгоревшем от солнца, лоснящемся темном лице есть своя красота. И голос слышен едва. В это время если откуда-то забегает смуглый курносый мальчик, его морщинистое лицо покрывается лучами» – говорит писатель. Секрет рождения романа писателя «Кровь и пот» лежит в этих словах. Составляющие трилогию «Кровь и пот»: романы «Сумерки», «Мытарства», «Крушение», как заметно из названия здесь солнечного мало встретишь. А если и будет, то персонажи попадают в еще один ад. Главный герой Еламан постоянно мрачен. И все же, чувства любви к родному краю занимают особое место. Любовь прозаика к родному народу, к его широкой степи можно увидеть в истории, бесконечно тянущейся как кочевки, в раздольной песне, в добродушном характере, описанном на уровне эпоса.
Трилогия А.Нурпеисова «Кровь и пот» явилась своеобразным открытием мира народной жизни, воссозданием судеб народных. К ее созданию писатель приступил после окончания Литературного института имени М.Горького, а завершил почти 15 лет спустя, хотя хронология вряд ли вправе передать точный срок душевной работы художника над эпическим полотном. О том, как вообще возник замысел этой трилогии, А.Нурпеисов рассказал в Эрфурте на творческой встрече с немецкими писателями. В своем выступлении («О моем народе», 1971) он создал автобиографический портрет молодого солдата, воина-победителя, вернувшегося на Родину после войны и по-новому зорко вглядывавшегося в необозримые степные просторы. На недавней войне у него погиб отец и три родных брата отца. Он видит овдовевших жен, осиротевших детей, измученных людей и разоренное хозяйство. Земля пресыщена человеческим горем. Сколько крови и пота пролито на этой земле! И приходит мысль, что именно об этом надо написать книгу. В 1974 году А.Нурпеисов за трилогию «Кровь и пот» был удостоен Государственной премии СССР, она переводилась на языки разных народов, на ее основе был создан одноименный фильм.
Трилогия «Кровь и пот» – произведение о народе, стране, о его социальной судьбе. Если читать трилогию «Кровь и пот» с позиции современной независимости, демократического взгляда, то не найдете места, противоречащего казахской правде. Напротив, встречаешь противоречащие коммунистической идеологии взгляды, и есть основания думать, «как бдительная цензура такое допустила?».
В последней книге романа «Крушение» Еламан сомневается в правдивости главного принципа будущего коммунистического общества, за которое агитирует комиссар Дьяков.
«Ну хорошо, разобьем врагов, будет все по-нашему, и жизнь изменится, и все люди будут равны, но сумеют ли они обуздать ненасытные свои желания, свою корысть? Возможно ли это? Не раз приходилось ему укрощать необузданных лошадей. Бывало, самая строптивая, норовистая, оказавшись под железными шенкелями наездника, становилась как шелковая уже через день-другой. Более того, она угадывала и исполняла малейшее желание всадника и послушно следовала капризу повода. А как же быть со строптивым, своенравным человеком? Неужели и его нужно, как лошадь, обуздывать? А? А? Нет, не понимаю. Все же, пока жива в человеке корысть, видно, и в будущем среди этих сорванцов кто-то будет в почете, кто-то у порога».
По сравнению с первым романом писателя «Кровь и пот» – произведение, широко охватывающее жизнь того периода. И по жанровой части не похожее на остальные. Если «Курляндия» относится к ряду сюжетного романа, то это произведение – социально-психологического типа. Упор в поиске делается на характер. Все художественные способности автор направил на раскрытие характера предков. Характер –
движущая сила романа Нурпеисова.
Характер, сотворенный в народе, в свою очередь, влияет на пульс, на тонус и настрой народа. Кажется причиной событий в романе. Также он является центром сюжета.
Личность Еламана состоит из единства его общих и отдельных качеств. В соответствии с единым развитием этих двух качеств характер дополняется и обогащается. В начальной книге трилогии «Сумерки» Еламан – обычный рыбак. Его врожденному характеру свойственна порывистость и стойкость. Гордый жигит Еламан, не стерпев издевательства бая Кудайменде, которого народ зовет Каратаз, уходит к рыбакам. С одного-двух слов становится заметным, что он сознательный, образованный. Недостаток – пока нет дела ему до внешнего мира. Писатель таким образом постепенно пускает социальный луч в темные личности патриархальной обстановки.
Во второй книге трилогии «Мытарства» личное несчастье Еламана превышает несчастье народа. Вторая книга – вхождение в народ. Всплеск социальных противоречий в казахской степи показывает из глубока.
Критики «Крови и пота» героев его сравнивают с героями эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». Некоторые даже считают, что переписаны оттуда. Свыше двухсот героев в трилогии казахского писателя, и ни один из них, даже русские не похожи на образ какого-либо произведения. Если взять, к примеру, Танирбергена, герой такого типа не имеет схожести с героями романа великого русского писателя. Танирберген – отдельный характер, который со стороны казахской литературы был добавлен в галерею образов мировой
литературы.
Роман Нурпеисова ценен целостностью национального характера. Описывание народного движения 1916-1918 годов социально-психологическим методом, основанный на развивающемся внутреннем монологе роман является настоящим эпосом эпохи. В свое время были и такие, которые ставили жанр романа «Кровь и пот» против жанра эпопеи. «Внутренний драматизм, нарушив внешнюю оболочку, ведет к значениям». Поэтому это роман «чистых кровей».
Этому взгляду было сопротивление. Роман эпос, его виды вмещают в себя и фольклор, и лирику, даже сухое сообщение, хронику, и цифры, находят в нем гармонию, получается прекрасная художественная поэзия и это древний принцип. В «Кровь и пот» доказано, что найдено множество качеств эпоса. Решающий знак, близко приближающий эпос к роману – широкомасштабность, показывающий народную жизнь в разных руслах, движении. Это широкое произведение, выходящее на национальные и общечеловеческие проблемы.
Мэтр казахской литературы мог бы жить и быть почитаемым в народе только за одно это произведение, но он решился на новое осмысление трагедии Арала, а вместе с ней и судьбы народной. В 1983 году вышел роман «Долг», обративший на себя внимание актуальностью и остротой проблематики. В романе читатель сталкивается с напряженными раздумьями о современности, об экологических проблемах, о нравственном состоянии общества, об ответственности перед собственной совестью и гражданским долгом. События разворачиваются на фоне умирающего Аральского моря, в драматическом столкновении двух разных отношений к природе, к острым экологическим проблемам. Работая над романом, А.Нурпеисов написал горькую и страстную статью «О судьбе Арала». В ней он передает свою боль и тревогу за будущее человечества.
Писатель успешно работает и в жанре очерка, эссе. Его статьи о Л.Н.Толстом, Ф.М.Достоевском, М.О.Ауэзове, С.Муканове, Ч.Айтматове вошли в книги «Раздумье» (1974), «Все в нем пело» (1979). Жанр литературного портрета используется А. Нурпеисовым для создания панорамы разных периодов литературы.
А.Нурпеисов известен и как переводчик. Им переведены на казахский язык рассказы А.П.Чехова, М.Горького, пьесы А.Кассона «Деревья умирают стоя», Н.Хикмета «Слепой падишах» и другие.
Писательская судьба А.Нурпеисова, можно сказать, сложилась удачно. В большую литературу его напутствовал один из крупнейших мастеров казахской прозы Габиден Мустафин. Высокий взлет его писательского таланта предугадал Всеволод Иванов. До конца своих дней оставался его наставником и другом Мухтар Ауэзов.
Несмотря на то, что аксакал на протяжении многих лет живет за пределами родной земли, низовья Сырдарьи для него особенно дороги и святы. Абдижамил-ата всегда называет Арал своей гордостью и радостью, и ему очень хочется, чтобы и другие люди любили эту землю.
В 1994 году А.Нурпеисову присвоено звание «Почетный гражданин Аральского района».
Абдрахман ЕНСЕГЕН
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |