• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЯРКИЕ ГРАНИ ТАЛАНТА

Орден «Парасат» (орден Благородства) – государственная награда, которая вручается казахстанцам, внёсшим большой личный вклад в развитие и умножение духовного и интеллектуального потенциала республики. В этом году в преддверии Дня Независимости обладателем высокой награды в нашем регионе стал мэтр отечественной педагогики Марк Захарович Подольский. Это событие восторженно встретили не только ученики и коллеги талантливого наставника, но и те, кто просто знает его как хорошего человека. Долгожданная награда нашла своего настоящего героя. Марк Подольский, как никто другой, достоин ее.

Поздравив перед началом долгой беседы нашего героя со столь знаменательным событием, заметила его по-детски искреннюю радость.

– У меня есть много наград, но такого уровня – первая, – признался мой собеседник и тут же заявил, – а за что мне дали орден, ведь я давно на пенсии? Есть много других достойных людей.

… Марк Захарович – педагог, известный не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. Известен, в первую очередь, тем, что перевернул в нашей стране представление об образовании, не делая при этом революцию. Талантливый наставник реализовал свою концепцию просвещения, часто не ориентируясь на выдвигаемые государством требования к учебной программе, учителям и ученикам.

Марк Подольский – живая легенда отечественной педагогики. Ему 87, но по своему мироощущению и мировосприятию, интересу к жизни и к любимой профессии он даст фору любому молодому человеку. Его ученики младше на десятилетия до сих пор общаются с ним как со сверстником. Это не может не поражать. Он дал путевку в жизнь тысячам ребят. За свои 60 лет работы в педагогике ни разу не разговаривал с ними свысока, никогда не наказывал детей. Школьники росли в демократичной, «пушистой» атмосфере. Нормальное отношение передается детям, и человека нормального будут уважать и в 7 лет, и в 30, и в 87. Ведь уважать человека только за его возраст никто не обязан. Ученики Подольского любят и уважают не за возраст, хотя в наших детях это чувство заложено на генном уровне. Они до сих пор любят его за самые лучшие человеческие качества.

Почти четверть века Марк Захарович проработал директором 198-й школы. Ее можно по праву назвать авторской школой Подольского. Ему присущ дух новаторства, последовательная и непримиримая борьба с формализмом, примитивизмом в педагогике, поиск новых научных практик, эффективных приемов воздействия на своих подопечных. Многого из этого ему удалось добиться. Марк Захарович, как некогда его предшественник Антон Макаренко, создал в школе большую трудовую коммуну. Так же как и великий русский педагог-новатор, преодолев противостояние местных чиновников, начал приучать детей к производству. Вспомним опыт Макаренко. Воспитанники его коммуны имели реальное дело, которое их кормило и дисциплинировало. Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство, просто, чтобы себя прокормить, позже занялись серьезным производством. Построив свой завод (меньше чем за год), воспитанники стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппаратов «Лейка». Фотоаппарат «Лейка» – это 300 деталей с точностью до 0,001 миллиметра, для тех времен это абсолютно инновационное производство. Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельно: коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 миллиона рублей в год. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в вузах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия. А главный смысл в том, что дело формировало личность. В 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.

Удивительно и в то же время парадоксально, что новаторские идеи двадцатых годов прошлого века до сих пор актуальны. Спустя столетие методика потрясающе эффективно заработала и у кызылординского педагога. В школе заработали цеха по выпечке пирожков и тортов, где трудились девочки. Они также шили постельное белье, распашонки и пеленки, бахилы. Мальчики изготавливали тару для макаронной и птицефабрик, ящики из фанеры. Дети занимались производительным трудом. Были среди ребят и те, кто разводил кроликов, осваивал азы сельскохозяйственного труда, выращивал цветы. Самым «вопиющим» по тем временам было то, что школьники открыто под одобрение учителей и родителей стали зарабатывать карманные деньги.

– Начало девяностых было экономически трудным временем, и наша продукция пользовалась в те годы большим спросом, – признается М.Подольский. – Свои изделия мы продавали даже в районах. Денег было много.

Куда шли эти деньги? Школьники стали получать стипендии за успеваемость, учителя — премии за достижения своих учеников на олимпиадах. Им выплачивали нередко и тринадцатую зарплату. На традиционном конкурсе бальных танцев группам детей вручали туристические путевки за счет школы.

Занявшись школьным производством, Марк Захарович проявил недюжинные предпринимательские таланты. Первоначальные навыки продуктивного ведения дела заложил и в своих учениках. Трудностей было немало. Школьную фабрику надо было обеспечивать сырьем (мукой, яйцами, тканью…), приобретать швейные машины и другое оборудование. Схем их продаж для школ не было. Их надо было придумывать, причем все в рамках закона. Часто на помощь директору приходили родители. Школа занималась производством десять лет. Как только государство предприняло попытку обложить налогом детский труд, предпринимательская деятельность Марка Захаровича закончилась.

Еще Сократ, открывший в Древней Греции академию для молодежи, утверждал, что более полезен государству тот, кто сделает многих способными управлять государством, чем тот, кто управляет ими сам. Я бы перефразировала это выражение, применив его относительно проекции способностей Марка Захаровича, который оказался полезным педагогике тем, что сделал детей способными трудиться и зарабатывать честные деньги. Увы, в те годы превращение школы в производственный комбинат встретило не только одобрение, но и сильное противодействие. Не трудно догадаться, кто составлял контингент этих двух рядов. Как правило, многие наблюдатели называли директора эксплуататором детского труда, а то и похлеще ярлыки вешали.

– Никто из учеников, их родителей, педагогов той поры не сказал, что производство в школе помешало учебе детей, – вспоминает мой собеседник, — а вот то, что помогло, тому подтверждений много. Уроки зарабатывания денег однозначно полезны. Это понимал не только наш коллектив. Тогдашний областной аким Сеилбек Шаухаманов горячо поддерживал нашу инициативу, на базе школы два раза проводились семинары, чтобы наш опыт распространялся по всему региону. Была поддержка в областном и городском отделах образования. Тем более, что с ростом производственных показателей у нас росли и наши чисто школьные показатели. Уровень успеваемости рос так же, как и число медалистов. Наши выпускники поступали, причем сами и бесплатно, в МГУ, КазГУ, университеты Ленинграда, Новосибирска, Омска, Томска. Многие получили образование в престижных вузах Америки, Канады, Южной Кореи… Для многих производство стало хорошей школой при выборе будущей специальности. Дети росли приспособленными к жизни, умели что-то делать своими руками. Кажется, что у М.Подольского получилось найти золотую середину, чтобы приспособить ребенка к жизни. Директор должен быть инициативным и брать всю ответственность начатого дела на себя. Да, за это нас не хвалят. Увы, сейчас многие дети учатся в колледжах и лицеях, где отсутствует производственная база. Это беда. Помните, у известного советского юмориста Аркадия Райкина. Когда выпускник школы приходит в техникум, ему говорят, «то, что учил в школе – забудь». Затем на производстве, «то, что учил в техникуме – забудь». Во главе производственно-технического обучения должен быть, в первую очередь, инженер, и только потом – педагог. У нас – наоборот, а зачастую и вовсе посторонние люди.

Трудно не согласиться со словами опытного наставника. Сегодня техническое образование претерпевает не лучшие времена. Об этом я могу судить по своим детям. Мой 16-летний сын учится в одном из известных кызылординских колледжей. Каждый год студенты старших курсов сталкиваются с проблемой прохождения производственной практики. Как правило, колледжи и лицеи не в силах всем студентам предоставить эту обязательную в учреждениях технического и профессионального образования услугу. Юноши и девушки вынуждены сами искать заветное предприятие для прохождения практики.

Марк Захарович приоткрыл завесу своего педагогического успеха. По его мнению, хороший директор – немного авантюрист. Наверное, эта черта характера есть в каждом человеке, но не все умело ей пользуются, как это удалось нашему герою. Он часто шел напропалую, когда интуитивно чувствовал, что его дело не прогорит. Старался ни с кем не советоваться, внутренним чутьем предвидя успех очередной «авантюры». Сказывался и большой опыт работы. Так, к примеру, случилось с уроками труда в начальных классах. Как известно, в начальной школе их преподают объединенно всему классу. Подольский же разделил часы уроков труда отдельно для мальчиков и для девочек. Подготовил для этого соответствующую базу: приобрел специально для мальчиков детские токарные станки, конструкторы для умелых рук, аппараты для выжигания. Девочки учились шить и вязать. Дети с удовольствием ходили на уроки труда. Этот новаторский подход приветствовали местные педагоги, но о нем узнали в министерстве и запретили.

Пожалуй, одна из самых успешных «авантюр» Подольским была применена при сокращении школьной программы. Благодаря опытному педагогическому составу в 198-й школе на протяжении десяти лет четырехлетняя система начального обучения была трехлетней. Программу 1 и 2 классов на основе переработанного учебного материала дети осваивали за один год. Школу заканчивали на год раньше. И это не было из области фантастики.

Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьезным реформам, очень важно определиться, что взять за основу, стержень каких-либо преобразований. Само собой, среди других встает и вопрос о личности педагога, о роли в процессе образования. Какие бы реформы или преобразования не происходили, М.Подольский был всегда верен своим принципам. Его большое желание – сократить реформы. Их стало слишком много и часто. Родители, дети и, в особенности, педагоги устали от них. Как показывает практика, реформы не адаптируются под современные реалии.

– Каждый министр со своими нововведениями хочет войти в историю отечественного образования, но это плохо у них получается, – продолжает ветеран образования. – Вот, к примеру, ввели пятидневку для учащихся начальных классов. Казалось бы, это хорошее новшество и нужно этому только радоваться. Но что мы получили на деле? Если раньше у ребенка в младших классах было по четыре, редко по пять уроков, то сейчас почти всегда по шесть уроков. Перегруженность для неокрепших младшеклассников неимоверная. Тот объем, который ранее дети изучали за шесть дней, раскидали на пять. И кому мы сделали лучше? Сделали только хуже детям. А как надо было? На мой взгляд, умудренного в этом вопросе немалым опытом, нужно было лишь сократить часть учебного материала по каждому предмету, убрав все лишнее. Поверьте в нынешних не блещущих особой гениальностью учебниках можно легко это сделать. Никогда, даже в советский период у детей не было столько уроков и такой загруженности.

Яркая и неординарная личность Марка Захаровича проявлялась во всем. Невероятная харизма, эрудированность, опыт позволили собрать ему в школе сильных и интересных педагогов, которые и по сей день дают крепкие знания ученикам, учат думать и принимать самостоятельные решения. Смена поколений в педагогическом коллективе 198-й школы проходила без серьезных конфликтов, с максимально эффективной передачей наработанного опыта и знаний. Почти у всех сильных педагогов этой школы в предпенсионном возрасте появились столь же сильные «дублеры». В результате, когда одна волна педагогов сменила другую, школа не «просела», а даже как-то подросла на замесе неутерянного опыта и молодого задора. Для М.Подольского всегда был актуальным вопрос профессионального имиджа в целом и имиджа педагога, в частности. По мнению педагога, школа должна развиваться, быть восприимчивой к нововведениям, но в то же время держаться своих традиций, которые даже спустя годы оберегают, служат крепким фундаментом от колебаний.

В ходе беседы я затронула вопрос о новом законе «О статусе педагога». На это мой собеседник ответил анекдотом.

– Сауле вышла замуж. За кого? За учителя. Так ей и надо, – со смехом и одновременно с грустью сказал педагог. – Увы, надо признать, у учителя никогда не была достойная зарплата, и эта проблема все еще висит в воздухе. О школе, также как и об учителях, нужно говорить только хорошее. Учитель – самая главная фигура в школе. Нужно уважать его и постараться не мешать своими наставлениями. Давайте будем прощать ему некоторые неточности, но будем обожать его за то, что он любит своих учеников. Авторитет в школе делает учитель, директор лишь снимает сливки. Поэтому важно и уважительное отношение директора к педагогам.

Марк Захарович – противник ряда реформ в образовании. По его мнению, сегодня важно и нужно уделять больше внимания государственным школам, нежели частным начальным. Наличие последних – показатель того, что учителя плохо стали работать. Нехватка квалифицированных кадров в школах приводит к росту потребности родителей в репетиторах. Начальная школа «хромает», так как старая гвардия опытных учителей ушла на заслуженный отдых. Нет преемственности. Взять еще одно инновационное новшество. Педагогов обязали преподавать свой предмет на английском языке. А освоить его учителя должны… в течение нескольких месяцев! Это нереально. А каков статус государственного языка? Независимому Казахстану – 28 лет, но сегодня многие казахи не знают своего родного языка. Учебники. Сейчас все ругают их качество.

– У меня единственное требование к их разработчикам, чтобы они перед внедрением хотя бы 2-3 месяца проработали с ними, апробировали в школах, – отметил М.Подольский. – Результат будет налицо. В свое время в педагогическом институте имени Н.В Гоголя на кафедре филологии преподавал прекрасный педагог Александр Канцев. Он – автор учебника по преподаванию русского языка в казахских классах, хорошо знал казахский язык. Так вот, этот педагог, прежде чем внедрить свой учебник в учебную программу, каждый день в течение нескольких месяцев ездил в 112-ю школу, чтобы на практике убедиться в эффективности своей работы. По ходу корректировал, что действительно нужно детям, а что нет. В итоге получился прекрасный учебник. Помню, как в наш регион для обсуждения новых учебников приезжали их разработчики. Наши учителя высказали свои замечания, предложения, указали на ошибки. На что высокие гости ответили, что наши педагоги еще не доросли до этих учебников. О каком качестве здесь может идти речь? Сегодня очень большая наполняемость школ. В некоторых учатся по 2-4 тысячи детей. Это ненормально. Родители часто расстраиваются по поводу двоек своих чад. Я скажу так: не стоит по этому поводу расстраиваться. Придет время, и ребенок сам поймет, что к чему. Не все знаменитые личности были в детстве гениями. Например, американский ученый Томас Эдисон в детстве считался умственно отсталым. Физика-теоретика Альберта Эйнштейна в школе считали тупым учеником. Кем они стали после? Не все фрукты или овощи созревают одновременно. Так и дети. Многим из них просветление и озарение приходит во взрослом возрасте. Как правило, бывшие двоечники и троечники находят свое место и лучше устраиваются в жизни.

За 24 года директорства Марк Захарович ни одному учителю не объявил выговор. Никогда прилюдно никому не делал замечание. Авторитет учителя, ученика был для него превыше всего. Он уважал свои кадры, за это и любили директора и дети, и учителя. М.Подольский стал семейным педагогом для сотен кызылординских семей. Когда тысячи разных людей по возрасту, по интересам, по политическим и религиозным убеждениям, по характерам, по вкусам… сходятся в одном: Марк Захарович — выдающийся педагог, и с этим не поспоришь. Мы часто на страницах нашей газеты публиковали материалы о Марке Захаровиче, давали ему возможность высказать свои суждения и размышления о педагогике. Каждый раз мы открывали для себя новые грани, яркие страницы его увлекательной и насыщенной педагогической жизни. Не раз писал о нашем герое руководитель отдела «Экономика» Игорь Титенок. Ветеран журналистики, он трехкратный родитель учеников М.Подольского, признается, что общение с Марком Захаровичем всегда осветляет душу и взбадривает мозги, потому встреча с ним всегда в радость. Складывается впечатление, что этот интересный собеседник и обаятельный человек не имеет острых углов. Это верно, когда речь идет о его отношениях с учениками, их родителями, педагогами, с которыми он работает бок о бок, но когда речь заходит об интересах школы, учеников, то острые углы характера Подольского проявляются весьма чувствительно для его оппонентов.

– Когда я учился в 198-й школе, мне порой (всегда заслуженно) доставалось от учителей указкой по голове или связкой ключей от завуча. При этом не приходила мысль пожаловаться родителям – знал точно, что они только добавят, – вспоминает И.Титенок. – Многие мои сверстники, если не все, только благодарны за те крайние меры, которые применяли к нам учителя. Мой сын пошел в эту же школу. С дисциплиной у него было не лучше, чем у папы, но в школе уже был Марк Захарович. Все обошлось без подзатыльников, ключей и указки, а по жизни он оказался более дисциплинированным и организованным, чем его отец. У детей, мне кажется, вообще был сплошной праздник вседозволенности. При этом школа по всем показателям была в числе лучших. Марк Захарович сделал так, что всем – и двоечникам, и отличникам, и даже их родителям хотелось ходить в школу. Ой, как много в детстве это значит! Это же почти счастье: прийти туда, где с тобой считаются, понимают, не мешают высказаться, пусть даже наивно и неверно.

Почему же все-таки педагогика стала главной в жизни? Признаться, мой вопрос застал Марка Захаровича врасплох. Он сразу окунулся в воспоминания, чтобы ухватиться хоть за какую-нибудь точку отсчета. И здесь мне выпала уникальная возможность узнать некоторые ранее никому неизвестные факты и события из его биографии.

 …Родился М.Подольский в России. В 14-летнем возрасте родители привезли его в Кызылорду. Тридцатые годы прошлого столетия легли на плечи казахстанцев тяжким бременем. Постоянная нужда, голод, лишения. Марк учился в дневной, вечерней и заочной школах. После школы выбора в будущей профессии как такового не было. Юноша поступил в сельскохозяйственный техникум на механизатора. Семья остро нуждалась в деньгах, а стипендия здесь по тем временам была немалая – 140 рублей. Наверное, было предрешено судьбой, что после окончания техникума М.Подольский, не долго думая, поступил в педагогический институт имени Н.В.Гоголя. Это был год 1952-й. Тогда в вузе он стал получать стипендию в 220 рублей, что было хорошей подмогой для семьи.

– Что такое педагогика? Тогда я вообще не имел об этом никакого представления, – признался мой собеседник. – Уже после первого семестра я задался вопросом, кем я буду в жизни? Тогда я твердо решил стать хорошим учителем. И поставил перед собой цель, в первую очередь, бросить курить, а курил, я вам скажу… с 3 класса.

М.Подольский начал интересоваться педагогикой, взахлеб читал литературу. На третьем курсе студентов направили на практику в 112-ю школу. Именно благодаря педагогам этой школы молодой Марк понял, что из него что-то выйдет в выбранной им профессии. На четвертом курсе во время практики в школе №3 имени К.Е.Ворошилова на молодого практиканта обратило внимание руководство школы, предложив здесь работу.

Ветеран образования рассказал и о своем первом «боевом» крещении в качестве классного руководителя. После окончания института в кызылординской школе №411 ( ныне №120) молодому специалисту дали под руководство один из шестых классов. Это был первый урок первого сентября. В классе стоял невероятный шум и гам. Дети не обращали на учителя никакого внимания. Марк Захарович не в силах был даже поздороваться с ними. Так продолжалось три урока подряд, после чего дети, изрядно подустав, сели по своим местам. Лишь тогда молодой учитель смог поприветствовать свой класс. Как признались спустя долгие годы своему любимому педагогу ребята, это была проверка на стойкость.

– Я тогда выдержал. Это было мое боевое крещение. Этот первый мой класс и школа стали для меня настоящей школой жизни, – признался мой собеседник.

Марк Захарович до руководства 198-й школой свыше двадцати лет работал пионервожатым, воспитателем в детском доме, учителем русского языка и литературы, истории, заместителем директора по учебно-воспитательной работе. После 24-летнего директорства по своей инициативе ушел на пенсию, но и на заслуженном отдыхе продолжал 12 лет работать в родной школе учителем.

Гениальному человеку, как Марк Подольский, хочется задать умные, масштабные и глобальные вопросы, соответствующие его высокому статусу и величине его личности. В ответ же получаешь, казалось бы, простые, давно избитые истины, в которых, как оказалось, и заложены все премудрости педагогики.

– Ну что, я много наговорил? – неожиданно спросил педагог.

Скажу одно, сколько бы ни рассказывал о своей жизни и творческом пути Марк Захарович, для нас этого всегда будет мало. В рамках газетной публикации невозможно показать все грани таланта Марка Захаровича. М.Подольский – неиссякаемый родник педагогической науки, ума и добропорядочности. Уважение, благодарность, признательность учеников – всегда были для него высшей наградой. Педагог всегда жаждал именно такой награды. Орден «Парасат» стал логическим продолжением и признанием заслуг Великого учителя многотысячной армией почитателей его безграничного таланта.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Кызылординские вести / Третья полоса 28 декабрь 2019 г. 809 0