• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДАРИТЕ УКРАШЕНИЯ - ЗНАК ПРИЗНАНИЯ

Что подарить даме на 8 Марта? Этот вопрос не дает покоя многим мужчинам накануне праздника. Лучшие друзья девушек – это бриллианты, ответят шутливо представительницы прекрасной половины человечества. Ну кто ж из нас, женщин, не любит украшения?

Найти ювелирные изделия на любой вкус и цвет сейчас не проблема, но мамы, жены, сестры по достоинству оценят творения ручной работы. Изысканные, красивые и качественные кольца, браслеты, подвески делает мастер из Аральска Даулет Казбеков. В народе говорят, что хорошего мастера можно узнать по его работам. Именно такая мысль приходит на ум при виде изделий, изготовленных талантливым молодым ювелиром. Точность форм, тщательная обработка, высокая детализация и безупречный художественный вкус, вот что отличают украшения молодого мастера.

– Не спорю, что лучшие друзья девушек – это бриллианты, – улыбается Даулет. – Но самые лучшие друзья женщин – это все-таки ювелиры, которые превращают камни и металлы в произведения искусства. Но мало кто видит, что за блеском украшений стоит кропотливый труд у верстака.

Ювелирное искусство для моего собеседника стало делом его жизни, несмотря на то, что специального образования у него нет. Он выучился в Алматинской академии экономики и статистики на бухгалтера-аудитора, но мысль, что всю жизнь придется работать с цифрами и отчетами его, увы, не радовала. Интерес к профессии ювелира появился в студенческие годы, когда подрабатывал в частном ювелирном цехе. Азам профессии сначала учился у турецких мастеров. Ценным оказался и опыт, который приобрел у известных казахских мастеров Серика Куанышбекова, Бахтияра Таурбекова. Даулет признается, что мог бы выбрать и другие виды творчества, к примеру, резьбу по дереву или работу с кожей. А его заинтересовало ювелирное дело. Видимо, есть в этом искусстве что-то таинственное и притягательное. Молодой мастер считает, что любое обучение дает теоретическую базу, но учиться мастерству лучше на практике. Даулета учили разные мастера-ювелиры, и каждый раскрывал для него это дело по-своему.

– Как зарождается украшение? – спросила я.

– Ювелир в первую очередь – художник. Как и у любого иллюстратора, моя работа над новым изделием начинается с чистого листа и карандаша, – рассказывает о творческом процессе Даулет. – Появляется эскиз, который, как правило, тоже рождается не сразу: в мыслях возникают определенные фрагменты, которые уже на бумаге постепенно складываются в единое целое. Трудно ли придумать оригинальное украшение? По-разному. Бывают периоды творческого кризиса: не знаешь, что делать и откуда брать идеи. Но со временем такое состояние проходит, и я снова чувствую вдохновение. Его черпаю в исторической литературе, часто бываю в музеях. У древних мастеров есть, чему поучиться. Конечно же, технология производства изделий у меня современная, но орнаменты нередко заимствую у предков, взяв их за основу, но несколько видоизменяя форму. Наша история и культурное наследие настолько богаты, что не перестаешь удивляться. Так почему бы не использовать их в современной жизни?

Ювелирное дело с давних пор было сродни волшебству: искусные мастера древности могли создавать поистине настоящие шедевры. Больше всего меня до сих пор изумляет, как они могли делать такие превосходные вещи, обходясь без специальных современных инструментов. Остается лишь строить догадки и восхищаться их мастерством.

Даулет может рассказать немало об истории и предназначении ювелирных украшений у казахов. Создавая изделия, он каждый раз обращается к опыту предков, и непеременно советует клиентам тот или иной вид узора, орнамента.

– В древности украшения были своего рода источником информации об их владельцах. К примеру, о социальном статусе, семейном положении, возрасте, месте проживания. Сами за себя «говорили» орнаменты и завитки в них, выбранные самоцветы, количество камней и форма самого изделия, – говорит мастер. – К примеру, бирюзу инкрустировали в изделия, если желали укрепить здоровье, ромбовидный узор обозначал плодородие, орнамент в виде рогов животных символизировал богатство и благополучие, а масса мелких камней в украшении свидетельствовала о желании иметь большое потомство.

В отличие от многих современных мастеров, применяющих в подготовке эскиза компьютер и графические программы, Даулет привык использовать традиционные средства для рисования. Всю последующую работу также выполняет вручную, поэтому каждое его изделие уникально.

– Любое украшение начинается с клиента, – говорит Даулет. – К примеру, он приносит устаревшее или нелюбимое украшение для реставрации, или просто предлагает идею для создания изделия. Иногда задумок не бывает вовсе, и тогда мы придумываем их вместе. Потом разрабатывается эскиз. Чаще всего я рисую по старинке, хотя удобнее в специальной компьютерной программе, где можно посмотреть проект в разных ракурсах. Человеку часто сложно представить себе, чем эскиз будет отличаться от готового изделия. Но, к счастью, клиентов недовольных конечным результатом пока не было. Этапов изготовления украшений много, не буду перечислять. Я советую клиентам приходить на примерку. Еще на стадии создания эскиза стараюсь предупредить о возможных недочетах, которые вижу в модели. По опыту знаю, например, какой элемент будет неудобен при ношении или будет не удачно смотреться.

– Среди твоих работ есть та, которая вызывает гордость?

– Я все свои работы делаю с любовью. Каждая мне дорога по-своему.

– А что ты делаешь, если изделие не получается?

– Переплавляю. И снова берусь за работу, пока клиент не будет доволен моей работой.

Даулет утверждает, что в мире ювелирных украшений есть своя мода. К примеру, раньше дамам нравились кольца и серьги с крупными камнями. И теперь снова пользуются спросом массивные изделия.

– О вкусах не спорят. Кому-то хватает одного колечка. Другим нужен перстень на каждый палец и это мои самые любимые клиенты – ведь они всегда много заказывают, – смеется ювелир.

Как отметил Даулет, возможность заниматься любимым делом, совершенствовать ремесло появилась благодаря безвозмездному гранту в рамках программы «Жас кәсіпкер».

– Я заранее для себя решил, если дело не пойдет сразу, в течение месяца-двух, то не буду продолжать. Потому что уверен: сначала должен быть спрос, а потом инвестиции. У нас многие делают наоборот: построят завод, а затем думают, куда девать продукцию, –
говорит собеседник. – Это здорово, что национальная палата предпринимателей решила поддержать молодых людей, которые готовы открыть свой бизнес, найти свою нишу и начать зарабатывать. Обучение для участников проекта «Жас кәсіпкер» бесплатное, мы еще и стипендию получали. Никаких скучных лекций и устаревших данных. Нас ждало полное погружение в предпринимательскую среду. Благодаря проекту молодежь получила возможность приобрести новые знания и навыки, а в итоге - открыть собственное дело. Успешно защитившим проект выдали сертификаты, которые помогут им получить льготный кредит на открытие или развитие своего бизнеса.

Следует отметить, что ювелирное производство постоянно прогрессирует: технологии идут вперед, совершенствуются. Появляются новые лигатуры, виды воска, эмали, полимеров, ювелирного клея, добавки в металл, современное оборудование по гравировке, нанесению фактур на металлы, различные варианты пайки. Старается идти в ногу со временем и Даулет. На средства безвозмездного гранта он приобрел ювелирные вальцы для прокатки металлических заготовок под проволоку и сложных видов профилей, ультразвуковую ванну для очистки ювелирных изделий, магнитный тумблер для полировки украшений, кислородную горелку…

– Несколько лет назад ювелиры в основном работали на массовый рынок. Сейчас растет спрос на индивидуальные украшения. Поэтому ювелиру приходится постоянно учиться, отслеживать новые материалы и технологии, чтобы быть в состоянии удовлетворить запросы клиента, – говорит мастер. – Необходимо еще и общение с коллегами, посещение профессиональных выставок – без этого мастерство не повысишь. Клиенты ориентируются на брендовые ювелирные украшения, просят повторить какие-то элементы, поэтому приходится задавать высокую планку.

– Какие качества нужны для того, чтобы стать ювелиром? Твой совет начинающим мастерам?

– Все просто. Есть три магические «Т» – Труд, Талант, Терпение. Причем, на первом месте – труд. Меня ко всему прочему двигало вперед еще и тщеславие. И любовь к этой красивой и уникальной профессии. Я – максималист по своей натуре, и мне всегда мало того, что я уже достиг. Выполняя одну цель, я уже вижу перед собой следующую. Быть ювелиром нужно только по вдохновению. Идти в эту профессию в надежде заработать баснословное состояние не стоит. Это работа, скорее всего, для души.

– Не боишься конкуренции?

– Не боюсь, поскольку уверен, что, как и для каждой хорошей песни найдется свой слушатель, так и на любое изделие, сделанное с душой, найдется покупатель, и у каждого мастера будет свой заказчик.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Третья полоса 07 март 2020 г. 384 0