• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
+35 °C
Ветер: 2.1 м/с
Влажность: 14 %
Давление: 740 мм

За жизнь без барьеров

За жизнь без барьеров
Вопросы обеспечения прав и улучшения качества жизни лиц с инвалидностью, в особенности в плане создания доступности для граждан с ограниченными возможностями объектов социальной и транспортной инфраструктуры всегда были актуальными в нашем обществе. О том, какая работа проводится в этом плане рассказывает исполняющая обязанности руководителя департамента комитета труда, социальной защиты и миграции по Кызылординской области Лиман БОРАНБАЕВА.
- Лиман Отарбаевна, расскажите, пожалуйста, о предпосылках возникновения задачи по формированию в нашей стране «доступной среды» для инвалидов.
- Казахстан присоединился к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году и ратифицировал ее в 2015 году. В этом плане создание эффективной системы мер социальной защиты инвалидов стало одним из приоритетных направлений социальной политики
государства.
В настоящее время завершена реализация в три этапа Плана мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов в Республике Казахстан на 2012-2018 годы, направленного на создание условий для имплементации положений норм международных документов о правах инвалидов, основные цели и задачи плана мероприятий были достигнуты.
Для реализации поручений Послания Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» предприняты меры для создания безбарьерной среды гражданам Казахстана с инвалидностью. И в целях реализации норм Конвенции о правах инвалидов были внесены изменения и дополнения в 24 законодательных акта, в том числе по обеспечению доступности социальной и транспортной инфраструктуры.
В числе измененных законодательных актов есть и Закон о социальной защите инвалидов в Республике Казахстан, в котором статья 25 устанавливает, что все физические и юридические лица, независимо от форм собственности, обязаны создавать условия для свободного доступа, ориентации и передвижения инвалидов на объектах социальной и транспортной инфраструктуры в соответствии с государственными стандартами. за необеспечение доступа к ним предусмотрено привлечение к административной ответственности.
В связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов, основной целью  принятого в 2019 году Национального плана по улучшению качества жизни и обеспечения прав людей с инвалидностью в Республике Казахстан на период до 2025 года является принятие обязательств по социальной модернизации Казахстана до 2030 года и формирование благоприятной среды, путем создания инклюзивного общества для всех уязвимых групп.
В целях упорядочения
деятельности и повышения ответственности местных органов власти утверждаются региональные планы по созданию безбарьерной среды для лиц с инвалидностью, которые содержат перечень конкретных зданий и объектов, подлежащих адаптации под нужды граждан с инвалидностью.
Кроме того, с 2016 года при территориальных департаментах Министерства труда и социальной защиты населения создан отдел по контролю в сфере социальной защиты населения, на который возложены функции по контролю за исполнением требований законодательства в сфере оказания специальных социальных услуг и социальной защиты инвалидов.
В настоящее время этот отдел осуществляет государственный контроль за обеспечением доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры региона.
- Вы отметили, что территориальными департаментами Комитета труда, социальной защиты и миграции осуществляется контроль по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Расскажите какие мероприятия были проведены в этом плане в минувшем и в нынешнем году.
- В рамках законодательства о социальной защите инвалидов в отношении объектов социальной инфраструктуры в 2019 году проведено 25 профилактических и 18 внеплановых проверок, по результатам которых выявлено 122 нарушения, выдано 39 предписаний с определенными сроками устранения нарушений и в соответствии с частью первой статьи 83 Кодекса об административных правонарушениях. 11 должностных лиц оштрафованы на общую сумму 732 250 тенге.
Из 122 выявленных нарушений в 2019 году на сегодня полностью устранено 113, то есть 92,6 процента, остальные 9 нарушений подлежат устранению в установленные сроки.
В условиях объявленного чрезвычайного положения и в связи с распространением в стране эпидемии COVID-19 введенными карантинными ограничениями с марта месяца были приостановлены все контрольные мероприятия. За период январь-март текущего года нашим департаментом проведены профилактический контроль в отношении 17 объектов и внеплановые проверки в 8 объектах, в результате которых выявлено 76 нарушений. По итогам выдано 16 предписаний с определенными сроками устранения выявленных нарушений и на одно должностное лицо наложен штраф в размере  
198 850 тенге.
Из 76 выявленных в этом году нарушений на сегодня полностью устранены 6 (7,9 процента), остальные 70 нарушений подлежат устранению согласно установленным срокам.
 В целом, в результате проведенного в 2019 году и январе-марте 2020 года государственного контроля в сфере социальной защиты инвалидов выявлено 198 нарушений (необеспечение доступа для лиц с ограниченными возможностями). на сегодня полностью устранены 119 (60,1 процента). в связи с объявленным в стране чрезвычайным положением был продлен срок для устранения 20 нарушений, остальные 59 подлежат устранению в установленные сроки. Наложенный штраф в размере 931 100 тенге полностью взыскан в бюджет.
- Какими нормативными документами руководствуетесь при проведении контрольных мероприятий и какие нарушения являются частыми?
- Основными документами при осуществлении контроля  за состоянием доступности для лиц с инвалидностью, на объектах инфраструктуры  являются Свод Правил Республики Казахстан «3.06-101-2012 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения» и строительные нормы Республики Казахстан «3.06-01-2011 Доступность зданий и сооружений для маломобильных груп». В этих документах предусмотрены все условия обеспечения доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными
возможностями.
В ходе проведения профилактического контроля и проверок наиболее часто встречаются нарушения в виде отсутствия авто-стоянок для инвалидов, несоответствия ширины и уклона пандусов входной группы, уровня лестничных маршей и порога дверей, ширины входных дверей, необеспечение доступа к зонам обслуживания и санитарно-бытовым помещениям.
- Какие меры принимаются по применению цифровых технологий в вопросах обеспечения доступности инвалидов в регионе?
- В 2015 году Министерством труда и социальной защиты населения разработан и введен в эксплуатацию портал «Доступная среда». С этого года дополнительно разработан и введен в эксплуатацию портал «Интер-
активная карта доступности «inva.gov.kz». На сегодня в целях обеспечения данными этих порталов местными исполнительными органами по области проведена инвентаризация и внесено около 4400 паспортизированных объектов социальной и транспортной
инфраструктуры.
Кроме того, при формировании перечня объектов социальной и транспортной инфраструктуры для проведения профилактического контроля, также используются данные с этих
порталов.
-Спасибо за беседу.
Записал
 Асылбек НУРТАЕВ
Кызылординские вести / Третья полоса 16 июнь 2020 г. 381 0