• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Незапятнанная честь

Незапятнанная  честь
22 июня Герою Социалистического Труда Еркину Ауельбекову  исполнилось бы девяносто лет. К руководству нашей области он пришел в январе 1985 года. Четыре с половиной года проработал в Приаралье, но за этот короткий срок успел сделать многое. Образно говоря, он привнес в дыхание нашего края свежий глоток воздуха. Началась коренная перестройка не только в экономике, но и во всем укладе жизни края.
Жители Сыра по сей день вспоминают его добрые дела и начинания, тепло и заслуженно называют его «наш Ауельбеков». Это ли не признание заслуг Еркина Нуржановича, его труда, честного, плодотворного и самоотверженного?
Гласность и открытость, принципиальность и требовательность – именно таких принципов придерживался в своей деятельности Е.Ауельбеков. Главные черты его стиля, характера, что по сей день вспоминают кызылординцы, это душевная простота, внимание и чуткость к заботам и нуждам людей.
Автору этих строк пришлось довольно тесно общаться с ним в качестве его помощника, заведующего организационным отделом обкома партии, был в курсе многих его дел в самых разных жизненных ситуациях. Не скрою, что до сих пор нахожусь под сильным воздействием незаурядной личности этого человека, глубоко уважаю и высоко ценю его. Один из ученых Москвы ввел даже такой термин, как «феномен Ауельбекова», что свидетельствует об исключительности этого явления в общественной жизни страны.
На нас, молодых тогда работников партийного комитета, яркое впечатление произвела первая встреча с ним 22 января 1985 года на пленуме обкома, где он был избран первым секретарем. Его выдержанное и наступательное выступление свидетельствовало, что перед нами глубокий и сильный человек, опытнейший руководитель, умеющий мыслить масштабно, действовать энергично, целеустремленно.
Е.Н. Ауельбеков быстро вник в состояние дел. Буквально через десять дней после своего избрания, на встрече с партийно-хозяйственным активом области, он сделал полный анализ социально-экономического положения области, состояния отдельных отраслей экономики, социально-культурной сферы. По каждому из этих секторов были определены конкретные задачи и направления работы. Именно тогда впервые прозвучал тезис о том, что, оставаясь на старых позициях, без ускоренного развития промышленного потенциала, область не имеет перспективы, не может рассчитывать на достойное будущее. Целенаправленная индустриализация региона должна стать ключевым звеном всего дальнейшего социально-экономического
развития.
Помимо этого, в качестве важнейшего условия поступательного роста Приаралья по всем направлениям указал на необходимость коренного улучшения стиля и методов работы руководителей, подбора и расстановки
кадров.
Доскональное знание дела, напористость (в лучшем значении этого слова), умение направить энергию коллег по работе на решение конкретной задачи – обеспечивали положительное решение многих нелегких вопросов.
С его именем связан ряд этапных моментов в истории Кызылординской области. Он первый поднял на общегосударственный и международный уровень вопрос Аральской экологической катастрофы, инициировал первые государственные решения о ликвидации её негативных последствий. В частности, стоял у истоков известного постановления Совета Министров СССР «О мерах по коренному улучшению экологической и санитарной обстановки в районе Аральского моря».
На основе его предложений вышло специальное постановление Совета Министров СССР «О мерах по ускорению социально-экономического развития Кызылординской области Казахской ССР».
Всего в 1985-1989 годы по нашему региону ЦК КПСС, Советом Министров СССР, ЦК Компартии Казахстана и Советом Министров Казахской ССР было принято пять важнейших партийно-государственных документов. Их принятию предшествовала настойчивая и кропотливая работа всей тогдашней
команды региона во главе с первым секретарем обкома партии. Его ближайшие соратники по работе были одними из активных разработчиков и исполнителей этих документов. Это
И.К. Калиев, Е.М. Золотарев,
Н.И. Ибраев, В.А. Брынкин, В.В. Рябов, А.К. Калыбаев, К. Ш. Шукенов, А. Абзалиев, В.В. Ковалев, К.Н. Нурекешов, В.Ф. Лушникова, А.К. Ибраев, О. Жанадилов, В.К. Бишимбаев, А.С. Даулетбаев, Н.И. Попов и другие должностные лица региона.
Значительная часть вышеупомянутых принятых стратегических документов была успешно выполнена. В эти годы были реализованы важные проекты. Сдали в эксплуатацию рудник Шалкия, Кызылординскую межрайонную теплоцентраль, первую очередь Арало-Сарбулакского группового водовода, вторые железнодорожные пути. Произведены реконструкция и техническое перевооружение завода «Рисмаш», обу-
вной фабрики, ЦКЗ, Аральского завода подъемно-транспортного оборудования. В короткий срок созданы филиалы обувной фабрики в Шиели и Казалинске, предприятия швейной промышленности, Аральский электротехнический завод. Начались регулярные
авиарейсы из нового аэропорта, связавшие областной центр с Москвой и другими крупными городами страны.  
При Е.Н. Ауельбекове активно велись широкие геологоразведочные работы по выявлению нефтяных и газовых богатств Приаралья, формировались границы Кумкольского месторождения, а с 1988 года началась его эксплуатация, что позволило создать в последующие годы в регионе принципиально новую судьбоносную промышленную
отрасль.
Осуществлялась масштабная строительная программа. За четыре года возведение и ввод в эксплуатацию жилья увеличились в два раза, со 160 до 330 тысяч квадратных метров в год. Возводились учебные корпуса и студенческие общежития высших и средних специальных учебных заведений, ежегодно осуществлялся ввод по одной школе в каждом из районов области. Были сданы в эксплуатацию современное здание областного драматического театра, другие объекты социальной сферы.
Подверглись реконструкции и были практически заново отстроены молочные комплексы в ряде хозяйств области («Задарьинский», «Чиркейлийский», «Мадениет», «Аккум», «Терен-
озекский», имени Кирова, Калинина, Ильича и другие), введено в строй немало кормоцехов и откормочных площадок для интенсивного развития овцеводства и мясного скотоводства. Увеличились мощности птицефабрики, появились фруктовые сады в нескольких хозяйствах области. Расширились посевные площади люцерны, кукурузы, кормовых культур, картофеля и овощей. Рядом с поселком Александровский и в районе 14 разъезда были введены специальные севообороты, которые обеспечивали овощами областной центр.
Под непосредственным руководством Е.Н. Ауельбекова велась плодо-творная работа по совершенствованию стиля и методов деятельности государственных органов, повышению ответственности должностных лиц, наведению порядка и дисциплины.
Как дальновидный и умный руководитель, он провозгласил открытость и гласность в работе органов власти, соблюдение принципа социальной справедливости, борьбу с протекционизмом и мздоимством, наведение порядка и дисциплины, повышение чувства ответственности должностных лиц.
В том, что первый секретарь словами не разбрасывается, кызылординцы убедились совсем скоро. Был наведен порядок в распределении жилья, привлекались к ответственности должностные лица, запятнавшие себя неблаговидными делами. Особенно нетерпим он был к показухе, стремлению некоторых руководителей к «дутым» показателям в ущерб экономической
целесообразности.
С приходом Еркина Нуржановича в область значительно возросла роль выборного партийного актива (членов ЦК Компартии Казахстана, обкома, горкомов и райкомов партии), депутатского корпуса всех уровней.
Много было сделано им и для подъема культуры и спорта региона. Первые чемпионы и призеры мировых, союзных первенств (Сергей Капустин, Цветлана Шалгимбаева, Марат Сатыбалдиев и другие) по велоспорту стали появляться в области именно в эти годы, когда популяризации этого вида спорта уделялось пристальное внимание. Футбольная
команда «Мелиоратор» (ныне «Кайсар»), целиком составленная из местных ребят входила в первую шестерку сильнейших команд Средней Азии и Казахстана. Более того, в 1989 году она дошла до 1/8 финала Кубка СССР, уступив с перевесом в один мяч «Металлисту» из Харькова – будущему обладателю Кубка СССР, неоднократному участнику чемпионата СССР высшей лиги.
Во всей своей повседневной деятельности Еркин Нуржанович постоянно интересовался чаяниями и интересами жителей Сыра, держал руку на пульсе жизни региона, до всего ему было дело. Практически в области нет населенного пункта, где бы не ступала нога первого секретаря обкома партии.
Еркин Нуржанович, как правило, с делами в низовых подразделениях знакомился досконально, основательно, без спешки и суеты. Если не хватало времени, оставался ночевать в гостиницах, построенных в хозяйствах, а с утра продолжал ознакомление.
Следует также отметить, что была четко поставлена под эффективный контроль работа с обращениями граждан, откуда первый секретарь черпал большую информацию о деятельности должностных лиц региона, допущенных ими нарушениях и несправедливости в отношении простых тружеников. Ежедневно сам лично просматривал до 100 и более обращений, адресованных в его адрес.
Когда к нему обращались за помощью, помогал всегда, если считал просьбу законной и справедливой и имел возможность выполнить. Особенно безотказен был в отношении стариков, многодетных матерей и лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Можно вспомнить немало случаев, подтверждающих это, но остановлюсь лишь на одном. Как-то к нему обратился журналист местной газеты с просьбой поместить больную дочь в известную клинику Г.Илизарова (г.Курган). Еркин Нуржанович, используя все свои полномочия депутата Верховного Совета СССР и члена ЦК КПСС, добился, чтобы больная прошла весь курс лечения в этом медицинском учреждении.
Вокруг Е.Н. Ауельбекова сложился ореол чрезвычайно требовательного руководителя, за что его многие откровенно побаивались. По сути дела, он ничего особенного и не требовал. Для компетентных, ответственных и добросовестных работников такая требовательность была не в тягость. Если и бывал иногда он суров, то это от постоянного горячего сердца и желания делать людям добро.
И в то же время, он обладал обостренным чувством справедливости. Если обидел человека незаслуженно, а такое, порой, случалось, не считал зазорным публично извиниться перед ним, другими способами загладить свою вину. Так, смог найти мужество и прилюдно попросить извинения у руководителей правоохранительных органов
(У.И. Ихсанов, Е.Д. Демесинов,
С.С. Умбеталиев), торговли (Т.Н. Оразов) за допущенную горячность в их адрес.
Меня часто спрашивают: «Каким был Еркин Нуржанович вне стен рабочего кабинета?».
Сразу скажу, что высокие должности, занимаемые им, оставили свой отпечаток, внесли свои коррективы на его повседневное поведение и общение с людьми. Немного замкнутый, он не раскрывался, так сказать, при встречах с сослуживцами и подчиненными. Но зато был душой компании, весельчаком и балагуром со своими близкими друзьями и родными. Достаточно хорошо играл на пианино, домбре, пел казахские песни. Любимыми были песни Шамши Калдаякова «Қайықта», «Арыс жағасында», Никиты Богословского «Подмосковные вечера». Помню, на одном из новогодних вечеров в обкоме партии прочитал свои стихи на казахском языке, написанные им в студенческие годы, свободно и непринужденно вальсировал с нашими дамами.
Одним из первых он знакомился с новинками литературы, постоянно читал журналы «Новый мир», «Дружба народов», «Звезда», «Октябрь», «Иностранная литература», «Простор» и другие. Большой любитель театра, не пропускал спектаклей, находясь в командировке в Москве и Алматы.
Был неприхотлив в одежде и питании. Когда супруга выезжала в Алматы понянчить маленького внука (иногда на 10-15 дней), сам, без посторонней помощи, управлялся дома по хозяйству.
В 1997 году, находясь в командировке в Алматы, зашел к нему домой. Еркин Нуржанович с супругой и внуком жили в обычной трехкомнатной квартире. В целом, понимая необходимость радикальных реформ, он далеко не все одобрял и принимал из происходящего в стране. Большую тревогу у него вызывали растущая бездуховность, безудержная погоня за богатством любой ценой, деградация традиционных нравственных ценностей. Он поделился сокровенным. Родственники донимают: «Чего добился своей принципиальностью, твердостью, неуступчивостью? У тебя сейчас ничего нет!». Ответ для них у меня один: «Да, в наследство детям, родным я действительно ничего не оставлю из материальных ценностей. Не имею ни коттеджа, ни дачи, ни престижной иномарки. Но зато я оставлю вам в наследство свою незапятнанную честь. Это самое большое и бесценное богатство!». Эту же мысль он подтвердил в последнюю нашу встречу в Астане, на презентации столицы летом 1998 года.
Таким он и остался в моей памяти, памяти многих других людей, с которыми ему пришлось жить и работать.
Многие из тех, кто работал под началом Е.Н. Ауельбекова, признательны за то, что в Приаралье по достоинству оценили заслуги этой легендарной личности перед землей Сыра. Благодарны за увековечение памяти и добрых дел настоящего Гражданина, чье сердце всегда было открыто для людей. Его именем названы школа, улица в областном центре, установлен бюст перед лицеем, в котором имеется музей, посвященный его жизни и государственной
деятельности.
Кенес  МАХАМБЕТОВ, Нур-Султан
Кызылординские вести / Третья полоса 20 июнь 2020 г. 1 508 0