Мемориальный комплекс «Қор-қыт ата» в Кармакшинском районе стал сакральным местом для всех тюркоязычных народов. В расположенном здесь музее представлены ценные экспонаты, рассказывающие об эпохе великого мыслителя.
В залах музея хранится более двух тысяч экспонатов. Каждый год его посещают порядка тринадцати тысяч человек. Фонд периодически пополняется новыми экспонатами, рассказывающими о жизни нашего великого предка, оставившего неизгладимый след в истории не только казахского народа, но и всей тюркской цивилизации.
Музей состоит из трех экспозиционных залов. В первом бросается в глаза большое полотно с изображением Коркыта. Как оказалось, это картина нашего земляка, известного художника, заслуженного деятеля искусств РК Агимсалы Дузельханова.
– Многие свои работы он посвятил легендарным историческим личностям, – отметила научный сотрудник музея Айгуль Бермаханова. – Коркыт занимает особое место в творчестве мастера. На картине знаменитый сказитель изображен посреди бескрайней степи с кобызом.
Коркыт ата – великий мыслитель и сказитель. Герой легенд с глубоким философским смыслом, он стал золотым фундаментом нашей духовности, сплотив древние тюркские народы. Берущие свою историю из глубины веков, богатые легендами и преданиями низовья Сырдарьи стали сердцем тюркского мира. Здесь расположены древние городища Сыганак, Жанкент, Чирик-Рабат, Кердери, мавзолеи Бегим ана, Корасана ата.
В экспозиционном зале установлены фотографии древних городищ Приаралья. Среди них особое место занимает панно с изображением Жанкента.
Как говорит экскурсовод, жизнь старца – не просто красивая легенда, исторические документы подтверждают его существование. Первое письменное доказательство о Коркыте – героический эпос огузов – «Китаби деде Коркуд». У тюркских народов существует также общий народный эпос «Огуз-наме» («Сказание об Огузе»). По этой книге родиной Коркыта является городище Жанкент – центр огузских племен IX-XI веков, который располагался на берегах Сырдарьи. А место, где он обрел бессмертие, – Кармакшинский район. Коркыт из рода Кай (Кайыспас) огузского племени. Отца звали Каракожа. Мать из рода кипчак. Его рождение также связано с чудесами и мифами. Есть предание, что перед появлением на свет младенца произошло затмение солнца, вокруг стало совсем темно, началась буря с дождем, загремел гром и засверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда родился Коркыт, все это
закончилось.
В музее есть тематические стенды, посвященные историко-культурным памятникам земли Сыра. Здесь представлены редкие экспонаты, найденные учеными научно-исследовательского центра «Археология и этнография» КГУ имени Коркыта ата в ходе раскопок на древних городищах Жанкент, Чирик-Рабат, Сыганак, памятниках Жетыасарской культуры. Среди них предметы быта, украшения, керамический комплекс, культовые и нумизматические материалы. Наиболее ценная – ритуальная очажная подставка из камня в виде барана, датируемая XIII-X веками.
– Она изготовлена из обожженной глины, полностью отреставрирована, – рассказывает моя собеседница. – Края подставки оформлены в виде завитков рогов с резным орнаментом. Такие подставки часто встречаются в древних городищах. Многие найдены в очагах домов жителей среднего класса, но здесь люди не готовили пищу. По мнению ученых, очаги с подставками были культовыми местами, своего рода святилищами. Среди редких экспонатов –
изделия из кости в виде барса – сакрального символа казахского народа. Этот загадочный и редкий зверь был тотемным животным. В тюркской мифологии барс олицетворял силу и могущество.
Особое место в музее занимает кобыз. Его авторы – Аманжол Найманбай и Хабар Самат. Мастера подарили музыкальный инструмент музею в 2000 году.
По легенде этот инструмент создал великий сказитель Коркыт. Осознав скоротечность человеческой жизни и то, что ни богатство, ни знатность не сохранят ее, он решается покинуть дом и отправиться на поиски бессмертия и пути избавления от страданий. В поисках бесконечной жизни Коркыт уходит от людей, но всюду видит увядание и смерть: в лесу —
сгнившее и свалившееся дерево говорит о скорой смерти, в степи —
ковыль, выгорающий под солнцем. И даже горы говорят об ожидающем их разрушении и о том, что такой же конец ждет Коркыта. Видя и слыша все это, в одиноких терзаниях он выдолбил из дерева ширгай — первый кобыз – натянул на него струны из конских волос и заиграл, изливая мысли и чувства в музыке. В эти мелодии он вложил душу, чудесные и пронзительные звуки струн кобыза затронули сердца людей и пленили их. Все живое внимательно слушало кюи Коркыта. Смерть тоже внимала музыке, но не приближалась к нему. Вот так, играя на кобызе, Коркыт избегал смерти. Так ему открылась истина, и он нашел путь к бессмертию, оставив после себя музыкальный инструмент кобыз.
В памяти народа Коркыт, прежде всего, создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе. Известно около двадцати произведений, одиннадцать из которых записаны на магнитофонную пленку. До наших дней дошли такие замечательные кюи, как «Тәңір күйі» («Кюи небу»), «Аққу» («Белый лебедь»), «Елім-ай, халқым-ай», «Арыстан-баб», «Қорқыт күй», «Қорқыт сарыны», «Қорқыт толғау» и другие. Продолжатели традиций Коркыта – Искак Дукен-
улы, Жаппас Каламбаев, Даулет Мыктыбаев, Нышан Шаменулы, Ыкылас Дукенулы, Балкы базар, Турмагамбет, Рустембек, Шамшат, Сарсенбай жырау внесли большой вклад в широкую пропаганду музыкального искусства нашего великого предка. В музее представлены книги, аудиодиски, рукописи и фотографии этих мастеров. Здесь хранятся личная домбра и аудиокассета Кошенея. Среди исследователей наследия Коркыта – ученые-фольклористы и журналисты Ауельбек Конратбаев, Мардан Байдильдаев, Ахат Жанаев и Исмаил Шаменулы.
– О великом сказителе и мудреце написано около семисот научных исследований. О возрасте Коркыта нет точных данных. Одни утверждают, что он прожил 95 лет, другие – больше 190, есть и те, кто дают ему и 400 лет, – отметила
А. Бермаханова.
Во втором экспозиционном зале хранятся уникальные изображения могилы Коркыта. В частности, рисунок мавзолея (1906 г.),
сделанный по поручению русского исследователя И.А.Кастанье. Рядом копия фотографии могилы (1866 г.) из альбома «Туркестан».
Экскурсовод рассказала о том, что мавзолей Коркыта, находившийся на берегу Сырдарьи, простояв около 1300 лет, разрушился. Востоковед Абубакир Диваев, доказавший, что великий мыслитель родился и жил на берегах Сырдарьи, в 1866 году проезжал из Ташкента в Казалинск. По пути посетил могилу Коркыта. Её он нашел в плачевном состоянии и попросил сопровождавшего его помощника губернатора, подполковника Арзамасцева (тот был фотолюбителем) сделать две фотографии, одна сделана с берега, вторая – со льда реки. Копия одной из них хранится в музее. Известный исследователь А.Маргулан писал в своих трудах о могиле Коркыта, что основание построено в форме четырёхугольника, а стены воздвигнуты из жженого кирпича. Согласно преданиям, рядом с могилой ближе к реке находится могила его младшей сестры. В конце XIX века могила Коркыта из-за наводнений начала разрушаться, но благодаря своей прочности простояла ещё полвека. Стены полностью разрушились в 1952 году.
В третьем экспозиционном зале посетителям представлен электронный (отсканированный) вариант книги «Китаби деде Коркуд». Как отметила А.Бермаханова, эпос известен, в основном, по двум рукописям: дрезденской, состоящей из 12 сказаний, и ватиканской – из 6 сказаний. В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Она была переведена на языки народов Западной Европы, Востока. Впервые на казахском языке она вышла в свет в 1986 году в переводе А.Конратбаева.
Экспозиции дополнены материалами, рассказывающими об истории мемориального комплекса «Қорқыт ата». Как рассказала А.Бермаханова, в 1980 году по проекту архитектора Б.А.Ибраева и физика-акустика С.И.Исатаева на месте прежнего захоронения Коркыта ата был воздвигнут памятник высотой 8 метров, состоящий из 4-х прямых стел в форме кобыза, устремленных в высь. В центре расположены металлические трубки разной длины, которые при порывах ветра издают звуки этого музыкального инструмента. В 1997 году во время реставрационных работ были построены также амфитеатр, пирамида желаний, музей, гостиница. Архитектурный ансамбль стал мемориальным комплексом. С 2000 года он работает как филиал областного музея. В 2014 году по поручению Главы государства комплекс был полностью реконструирован. Построено новое здание музея, администрации и другие объекты. Мемориал посещают люди со всего мира, считая его святым местом. Комплекс «Қорқыт ата» внесен в государственный список памятников истории и культуры местного значения. Здесь традиционными стали встречи гостей и выступления музыкантов в рамках международного фольклорного музыкального фестиваля «Коркыт и мелодии Великой степи». Комплекс включен в список историко-культурных объектов «Сакральной географии Казахстана».
Бота МЕЙРАМОВА