• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Манап Кокенов: Я счастлив, что мое творчество приносит людям радость и вдохновенье

У Манапа Кокенова было много званий, но главное из них – народный акын. Слова, сказанные в свое время Абильдой Тажибаевым «Манап – это целый театр», у всех на устах и сейчас.

Манап Кокенов стал наставником многих нынешних мастеров слова и домбры. Он семь раз участвовал в Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве, где выступал с концертами и неизменно срывал шквал аплодисментов. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, ему присвоены звания Отличник культуры СССР, Заслуженный работник культуры Казахской ССР. В 1980 году ему было присвоено почетное звание Народного акына Казахстана, в 2000 же году признан Человеком ХХ века.

Стихи и песни Манапа – акына и жырау, – наполненные высокой гражданственностью, – находят понимание в душе не только казаха. Его творчество интернационально, хотя языком легендарного импровизатора пела душа казахского народа.

Тяга к творчеству у Манапа Кокенова пробудилась еще в детском возрасте. Уже первые его школьные стихи несли в себе печать таланта, поражали учителей легкостью слога, неуемной фантазией и недетскими размышлениями. Пойди тогда Манап по литературной стезе, скорее всего, стал бы он хорошим поэтом или писателем. Но в руках молодого поэта оказалась домбра.

 Его можно было увидеть на различных мероприятиях, слетах чабанов, культурных форумах, не говоря об айтысах, на которых Манап-акын всегда оказывался в центре внимания.

– Это было в 1943 году, – рассказывал как-то Манап-акын, – когда провели в нашем районе айтыс. И он как бы всколыхнул несколько затихшее в эти суровые годы народное творчество.

Пробуждающей волной по областям и районам республики тогда прошли айтысы местных акынов-импровизаторов. Звуки большого праздника дошли и до отдаленного участка «Талап», что в Жанакорганском районе.

С тех времен Манап не расставался с домброй. Благо, домбра была в каждом доме, в каждой юрте. То, что исполнялось ведущими мастерами национального музыкального жанра, вскоре становилось достоянием всех. Народ по крупицам собирал, впитывал в себя и хранил все самое ценное, что создавали поэты и музыканты. Песни, передаваемые из уст в уста, доходили до самых дальних кочевий.

Вечерами молодежь собиралась у юрты, возле костра. Звенела домбра, передаваемая из рук в руки, звучали песни, юноши и девушки состязались между собой в острословии. И, как признавался Манап Кокенов, он был завсегдатаем таких творческих вечеринок. Для акына, делавшего свои первые шаги в этом трудном жанре, такие состязания дали многое, помогли развиться его таланту.

А первое его выступление на районной сцене состоялось в 1943 году, когда в Жанакоргане организовали айтыс акынов, куда съехались мастера народного жанра со всех аулов, были среди них уже именитые акыны. Вот тогда-то на айтысе и попробовал свои силы пятнадцатилетний белобрысый мальчуган, как тогда его прозвали «ақ бала». Выступление юного таланта из «Талапа» было оценено по
достоинству.

Известный акын-импровизатор Нартай Бекежанов, организатор айтыса, предрек тогда Манапу Кокенову большое артистическое будущее. И он не ошибся. Манап Кокенов прославился не только на земле Сыра, но и в республике. Автор многих поэтических произведений, неоднократный победитель областных и республиканских айтысов, продолжатель лучших музыкальных традиций национальной культуры, он создал свою творческую школу. В трудовой книжке Манапа Кокенова была лишь одна запись. Она была сделана, когда Манап-акын стал заведующим красной юртой.

В начале 1970-х в Кызылорде после длительного перерыва организовали первый республиканский айтыс акынов. Какой же айтыс без Манапа-акына, который блеснул своим острословием, находчивостью и артистизмом. Когда ему исполнилось семнадцать лет, руководство района доверило Манапу заведовать красной юртой.

– В составе агитбригады было тридцать человек, среди них библиотекарь, агитаторы, даже свой повар, – вспоминал Манап ага. – А из оборудования – старенькая юрта, граммофон, радиоприемник и киноустановка, на которой вручную прокручивали киноленты. Ездили к чабанам, механизаторам, читали лекции, показывали фильмы, ну и, конечно же, выступали с концертами.

Член-корреспондент Национальной Академии Наук Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Казахстан Султан Сартаев близко общался с народным акыном и ему, конечно, есть что вспомнить о нем.

– Мой замечательный земляк, народный акын Манап Кокенов рассказал мне как-то очень забавную, но вместе с тем поучительную историю о молодом джигите, живущем в одиноком доме в безбрежной степи, который, не смыкая глаз днем и ночью, мечтал хотя бы о единственном ребенке, – рассказывал академик.

Манап имел неординарный, редко встречающийся у казахов внешний облик. Лицо его было желто-красным, а борода, усы белыми-белыми, как свежевыпавший снег. Глаза были голубоватыми, узкими и, когда он прищуривал их, вместо глаз виднелись одни черточки. Этот лик Манапа поражал любого казаха, имевшего честь встретиться с ним. А ездил Манап неизменно на белом коне. И наряд его был необычен: белый шелковый китель, желтая соломенная шляпа.

И вот однажды наш Манап нежданно-негаданно появляется на дальнем отгоне – у того самого джигита. Чабан, увидев его, едва не лишается рассудка.

– Бисмилла! Бисмилла! Суфиит! Суфиит! – как заведенный причитает он. А глаза чуть ли не вылезают из орбит.

– Уа, джигит, что с тобой? – спрашивает Манап, чувствуя, что чабан принимает его за ангела небесного.

– Облагодетельствуй нас, о, великий Кыдыр ата! Много лет живу с женой, а детей не имею. Никак жена не понесет от меня, –
умоляет со всхлипом джигит. Манап, посчитав излишним представляться, кто он есть на самом деле, изрекает:

– Ты просишь у меня, чтоб я ниспослал тебе дитя? Так ладно: бери от меня двух детей и к келин немедля беги! – сказав это, Манап, более не задерживаясь, следует своей дорогой.

Предсказание Манапа чудом сбывается. Последующие два года приносят чабану двух сыновей. И вот Манап наш как-то совершенно случайно оказывается на тое, устроенном молодым чабаном по случаю совершения обряда обрезания одного из сыновей. Приняв приветливо самого дорогого гостя, усадив его на самое почетное место, чабан долго не отходит от него, как бы, оглядывая его со всех сторон и, наконец-то говорит:

– Апырай, Кыдыр ата, подаривший мне двух сыновей, был похож на вас как две капли воды.

– А может быть я и есть переодетый Кыдыр ата? – отвечает Манап.

– Раз так, значит, сам Бог послал вас ко мне. Дайте мне еще пятерых детей! – просит чабан.

– А что там пятерых, бери пятнадцать, чтобы приумножить ряды казахов, уменьшающихся с каждым годом! – заявляет
Манап.

– Кулдук! Кулдук! Вечным рабом стану твоим! – благодарит чабан со слезами радости на глазах.

 Безусловно, эта трогательная история, рассказанная Султаном Сартаевичем доказывет, что Манап был человеком, наделенным необыкновенными способностями и талантами.

До конца своей жизни Манап-акын остался верен раз и навсегда выбранной работе, которая стала его призванием.

– Человек по характеру живой, общительный, Манап Кокенов был тесно связан со своими односельчанами, с жителями района, – рассказывает Жаксыгуль Бегманова, которая долгие годы работала в составе агитбригады под началом Манапа-акына. – Он всегда был в самой гуще жизни – на полевых станах, юртах. И всегда самым желанным гостем в каждом коллективе, в каждой сельской семье. С его приходом приходило мудрое слово, добрая песня.

Манап-акын был поистине душой народа. Он сам как-то признался:

– Я счастлив, что мое творчество приносит людям радость и вдохновенье.

Счастлив был Манап Кокенов не только этим. Счастье Манапа ага – это добрая и ласковая Мариям женгей, с которой прожили они долгую и красивую жизнь. Это его дети – четверых сыновей и четверых дочерей воспитали они. Все они нашли свое место в жизни. А самое главное счастье – это то, что сын Абдикарим продолжил дело отца, с детства увлекся музыкой и домброй, а потом стал участвовать в айтысах акынов. В 1985 году Абдикарим Кокенов состязался на республиканском айтысе с известным акыном Надеждой Лушниковой, чему Манап-акын был очень рад.

У нас делается много добрых дел для популяризации творческого наследия народного акына, проводится множество мероприятий. В Кызылорде и поселке Жанакорган проводится республиканский айтыс «Манаптың бiр өзi – бiр театр». Кроме того, по программе «Мәдени мұра» решением Жанакорганского районного маслихата было профинансировано издание книги о жизни и творчестве М. Кокенова, под названием «Жүрегi жырдан жаралған-дар». Народные писатели и поэты Казахстана Сабит Муканов, Абильда Тажибаев, Шерхан Муртаза и другие люди искусства рассказывают читателям о различных гранях творчества Манапа-акына.

Составил книгу и подготовил ее к печати член Союза писателей Казахстана, почетный гражданин области Адырбек Сопыбеков.

Сейчас на земле Сыра да и по всей стране есть десятки продолжателей традиций Манапа-акына. А это значит, что его искусство не померкнет, будет развиваться и совершенствоваться, расправляя крылья вдохновенья. Все это необходимо для духовного возрождения нации и воспитания молодого поколения в духе любви к народным традициям и родному краю.

Марат КЕНЕС

Кызылординские вести / Третья полоса 30 июнь 2020 г. 896 0