• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Создавая все необходимые возможности

Как известно, система обязательного социального медицинского страхования заработала с 1 января 2020 года. До 1 апреля все граждане считались условно застрахованными. Этот период был предусмотрен, чтобы казахстанцы прикрепились к поликлиникам, определили свой статус. Однако по поручению Президента РК Касым-Жомарта Токаева было решено продлить право незастрахованных граждан на получение медицинской помощи в системе ОСМС до 1 июля 2020 года в связи с введением в стране режима чрезвычайного положения. Льготный период прошел, что теперь ждать незастрахованным гражданам? Смогут ли они получить своевременную качественную медпомощь? На эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом «КВ» ответил директор филиала Фонда социального медицинского страхования Бахыт ИСМАХАНБЕТОВ.

– Бахыт Торгайбаевич, что изменилось за эти шесть месяцев? Сколько кызылординцев застраховались в системе ОСМС?

– В первом полугодии на специальный счет в Национальном банке поступило взносов и отчислений от населения региона на сумму 10,5 миллиарда тенге. В целом, в настоящее время в системе ОСМС застраховано более 611,5 тысячи жителей области, в том числе около 410,2 тысячи – за счет государства.

– Какую работу проводит Фонд медицинского страхования для противодействия коронавирусной инфекции? Какие приняты меры?

– Фонд проводит большую работу в этом направлении. На борьбу с пандемией области дополнительно выделено 2,3 миллиарда тенге, которые распределены между клиниками.

С марта этого года все мероприятия по борьбе с коронавирусом, в том числе и по финансовому поощрению медиков, занятых в борьбе с COVID-19, возмещаются нашим фондом.

За первый квартал было профинансировано порядка 1,1 миллиарда тенге. С учетом нынешней эпидситуации мы подали заявку на выделение еще 529,3 миллиона тенге на август. Вопрос обсуждается центральным аппаратом Фонда. Отмечу, все расходы мероприятий по КВИ возмещаются за счет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, то есть вопрос застрахованности граждан тут не актуален.

Кроме того, по инициативе Кызылординского филиала было организовано специальное совещание с участием председателя правления Фонда, руководства областного управления здравоохранения, крупных медорганизаций региона, где обсуждался вопрос принятия упреждающих мер против ухудшения финансово-экономического состояния поставщиков услуг. По итогам совещания были оперативно рассмотрены все обращения клиник. В частности, дополнительно проавансированы 14 клиник на сумму 690 миллионов тенге. Также с учетом возросших затрат медорганизаций в связи с пандемией пересмотрены тарифы (затраты на средства индивидуальной защиты, колебания курсовой разницы тенге, тариф по реанимационной помощи больным) и даны соответствующие предложения в Минздрав РК и центральный аппарат Фонда. В итоге, с 1 июля вступили в действие новые тарифы, размеры которых увеличены в среднем вдвое.

Например, за 1 день лечения больного, страдающего коронавирусной инфекцией, в реанимации инфекционной больницы теперь выплачиваем 81 тысячу тенге, за вызов мобильной бригады ПМСП на дом больного – 6 365 тенге, а в инфекционном стационаре за 1 койко-день вместо прежних 19 тысяч тенге будем оплачивать 37,4 тысячи тенге.

– Фонд выделил немалые средства на финансирование ПЦР-тестирования, однако не все выделенные средства освоены. В чем причина?

– Да, на обеспечение такими тестами стационаров области Фонд выделил порядка 60,1 миллиона тенге, из них не освоены 43,5 миллиона тенге. Для 21 организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) выделено – 153 миллиона тенге. Однако, центры, которые должны были бесплатно проводить тестирование, оказались не готовы к работе в сложившихся условиях. Это привело к тому, что большая часть населения вынуждена сдавать тесты в платных центрах. Отмечу, с нашей стороны нет проблем с финансированием. Ежемесячно выделяем деньги.

– В последнее время возросло число людей, желающих пройти компьютерную томографию. Для кого доступна эта услуга?

– Услуги компьютерной томографии входят в пакет ОСМС, то есть эта диагностическая услуга доступна застрахованным гражданам на бесплатной основе. Для этого необходимо направление лечащего или участкового врача. В области на сегодня действуют 6 аппаратов КТ.

В рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи, то есть доступного всем гражданам, КТ проводится в случае экстренной госпитализации, в ходе медицинской помощи больным с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, сахарный диабет, ДЦП, ревматизм, ВИЧ и так далее). Также направление на бесплатное прохождение КТ вы можете получить, если относитесь к 15 льготным категориям граждан. Список доступен на сайте fms.kz.

Нужно отметить, что компьютерную томографию пациентам с подозрением на наличие КВИ стоит делать только при наличии определенных симптомов. Это высокая температура, выраженная одышка, кашель. Не стоит злоупотреблять подобным видом обследования, если вы переносите болезнь в легкой форме.

– В эти дни, в режиме 24/7 работает контакт-центр Фонда по номеру 1406. Также через мобильное приложение «Qoldau - 24/7» принимаются обращения по вопросам медстрахования и прав пациентов. С какими жалобами, в основном, обращаются люди? Есть ли примеры, когда решаются вопросы пациентов?

– Да, в этот непростой для страны период, Фонд усилил работу контакт-центра, который работает в круглосуточном режиме семь дней в неделю. Набрав бесплатный номер 1406, граждане имеют возможность оставить жалобу на медицинскую организацию, оказавшую некачественную медицинскую помощь.

На линии Call-центра – специалисты всех 17 филиалов Фонда. Это, прежде всего, специалисты отделов мониторинга качества оказания медуслуг – врачи высшей категории, которые точечно отрабатывают поступающие звонки совместно с медорганизациями. Также на «горячей линии» профессиональные юристы, экономисты, психологи.

По всем поступившим жалобам проводятся проверки и в случае подтверждения нарушений законности и прав пациентов принимаются соответствующие меры в отношении медицинских организаций.

Так, с начала года в Call-центр по нашему региону поступило 97 жалоб, из них 14 по вопросам бесплатного получения консультативно-диагностических услуг, 6 – бесплатного отпуска лекарств, 15 обращений – относительно получения стационарной медицинской помощи, 4 – получения квот на республиканские медорганизации и остальные 58 жалоб – по поводу вопросов качества и доступности оказанной медицинской помощи. Все жалобы рассмотрены в оперативном порядке. В течение 1-3 суток все они удовлетворены.

Приведу примеры. Житель Шиелийского района Бауыржан Бейсекеев оплатил анализы на вирусный гепатит, тогда как ему эта услуга полагалась на бесплатной основе. Затраченные пациентом деньги возвращены за счет межрайонной больницы. Жительница Кызылорды Оглай Кошназарова, из числа застрахованных граждан, процедуры магнитотерапии и парафина получала в одной из частных клиник (поставщика медуслуг поликлиники) за свой счет. Средства возвращены за счет городской поликлиники, где она была прикреплена.

Кроме того, Фондом социального медицинского страхования разработано мобильное приложение «Qoldau-24/7». В приложении круглосуточно принимаются обращения по вопросам медстрахования и прав пациентов. Все обращения граждан обрабатываются и вносятся в реестр обращений с присвоением регистрационного номера. Далее, при необходимости, обращения передаются для экспертной оценки и принятия решения в установленные сроки. Затем заявителю предоставляется ответ в его аккаунте в приложении.

– Один из наболевших вопросов сегодня – это лекарственное обеспечение. Могут ли больные коронавирусной инфекцией и пневмонией на амбулаторном уровне бесплатно получить лекарства в рамках ОСМС?

– Выдача бесплатных лекарств осуществляется по рецептам, выписанным участковым врачом или профильным специалистом. Есть определенный список лекарств, выдаваемых бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи и ОСМС. Данный перечень отражен в Приказе Министра здравоохранения РК от 29 августа 2017 года №666. Отпуск лекарств на амбулаторном уровне проводят 23 медорганизации области.

Согласно этому перечню, взрослым при легкой и средней степени тяжести внебольничной пневмонии безвозмездно доступен ряд лекарственных препаратов. Также при пневмонии, ОРВИ бесплатные лекарства доступны детям до 18 лет.

В целом, согласно вышеуказанному приказу, в рамках пакетов ГОБМП и ОСМС 140 видов заболеваний обеспечиваются 617 единицами лекарственных средств и 28 наименованиями медицинских изделий. А больные коронавирусной инфекцией бесплатно обеспечиваются лекарственными средствами в инфекционных и провизорных стационарах.

– Есть ли в это нелегкое время какие-либо послабления для субъектов малого и среднего бизнеса?

– Да есть. До 1 октября 2020 года работники около 8,5 тысячи субъектов малого и среднего бизнеса региона освобождены от взносов и отчислений за медстрахование. То есть работодатели МСБ не производят отчисления за наемных работников до указанного периода и за ними не накапливаются долговые обязательства. Также не удерживают взносы с заработных плат сотрудников, за ними сохраняется статус застрахованности. При сдаче нулевой налоговой отчетности пени и штрафы за неуплату отчислений начисляться тоже не будут.

Для этого работодатели должны предоставлять списки своих работников в электронном формате каждый месяц не позднее 25 числа. Для этого они должны пройти по ссылке на сайте Комитета государственных доходов http://msb.fms.kz/login и найти в списке по БИН свою организацию (при отсутствии БИН в этом списке, регистрация организации невозможна). После чего необходимо с помощью электронной цифровой подписи юридического лица или ИП зарегистрироваться и войти в информационную систему фонда и подписать пользовательское соглашение. Далее добавляются ИИН сотрудников, освобожденных от уплаты ОСМС, – это можно сделать как одним файлом Excel, так и построчно на каждого отдельного работника. В последующем вводить данные повторно не придется, нужно будет только актуализировать их. Эта информация ежемесячно будет передаваться в Комитет госдоходов.

Если же работник одного из предприятий МСБ, придя в поликлинику, обнаружил, что по какой-то причине не может претендовать на медпомощь по страховке, то он может самостоятельно отправить данные посредством мобильного приложения «Qoldau - 24/7». Для этого нужно загрузить приложение, зарегистрироваться с указанием электронного адреса, фамилии, ИИНа, номера телефона и написать обращение такого формата: «Я, работник МСБ, владелец которого освобожден от уплаты налогов и соцотчислений, но при этом не передал обо мне сведения в Фонд медстрахования». Затем указать БИН организации, ИИН работодателя и свой ИИН, прикрепить документ, подтверждающий трудовые отношения с этим работодателем (приказ о назначении или трудовой договор).

Операторы в течение получаса выяснят ситуацию, сверив соответствие этой организации по перечню, представленному в списке освобожденных субъектов МСБ, и этому работнику присвоят статус на один месяц. При этом, он обязательно должен обратиться к своему работодателю с просьбой внести по нему сведения через информсистему Фонда, так как наемный работник будет считаться застрахованным только по факту поступления этой информации.

 Продление льготного периода для МСБ – это мера поддержки малых и средних предприятий. То есть с зарплаты сотрудников этих предприятий не будут удерживать налоги и отчисления, при этом они будут иметь полный доступ к пакету медстрахования. Кроме того, не удерживаются взносы за ОСМС с надбавок, которые с марта этого года выплачиваются медработникам, задействованным в противоэпидемических мероприятиях.

С полным списком 29 категорий МСБ можно ознакомиться в Постановлении правительства № 224 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики по вопросам налогообложения».

– В последнее время наблюдается увеличение жалоб со стороны населения на систему ОСМС. Насколько прозрачна деятельность филиала Фонда медстрахования?

– Фонд социального медицинского страхования – стратегический закупщик медицинской помощи и финансовый оператор пакетов ГОБМП и ОСМС. Процедура закупа медуслуг проходит в электронном формате с участием специально созданной региональной комиссии, куда входят представители управления здравоохранения, филиалов НПП «Атамекен», Республиканского Центра электронного здравоохранения, профсоюза медработников.

При выборе поставщиков медуслуг рассматриваются все аспекты деятельности медицинских организаций: материально-техническая база, кадровый состав, количество обоснованных жалоб населения и прочее. По завершению процесса закупа медуслуг сведения по размещенным суммам в разрезе медорганизаций размещаются на официальном сайте Фонда – fms.kz.

Что касается рационального использования средств нашими поставщиками, то, как известно, средства Фонда направляются только на возмещение оказанных услуг. Целевое их использование контролируют врачи-эксперты, экономисты, юристы Фонда. Порядка 20 специалистов филиала экспертируют деятельность наших поставщиков на предмет исполнения условий договора.

Кроме того, ежегодно осуществляется финансовый аудит деятельности как Фонда, так и региональных филиалов.

Словом, мы открыты для населения. Все сведения о поступлениях отчислений и взносов населения, оплате за медуслуги, нововведениях в системе ОСМС, изменениях в соответствующих законах широко освещаются в средствах массовой информации, социальных сетях. Так, в первом полугодии в СМИ вышло около 500 материалов, в популярных группах соцсетей размещены более 800 публикаций.

Помимо этого, специалисты отдела по информированию населения и рассмотрению обращений проводят разъяснительную работу среди населения. Сейчас, в условиях карантина, усилили работу в онлайн-формате.

Отмечу, среди 17 филиалов мы в пятерке лучших по информированию граждан.

– Спасибо за беседу.

Беседовала Айнагуль МАНАБАЕВА

Кызылординские вести / Третья полоса 28 июль 2020 г. 716 0