• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Память жива в сердцах

У центрального стадиона поселка Шиели высится памятник народному композитору, батыру и акыну-импровизатору Иманжусипу Кутпанулы.

Для его возведения были выделены средства из местного бюджета. Памятник, автором которого является известный скульптор Абдикерим Ахметов, установлен перед реконструированным центральным стадионом, которому было присвоено имя акына и батыра.

По информации специалиста по охране памятников истории и культуры Шиелийского районного отдела культуры и развития языков Айнур Абильдаевой памятник взят под охрану государства. Помощь в его создании и проведении культурно-массовых мероприятий в честь Иманжусипа батыра оказал фонд «Кенжегұл ата» во главе с его руководителями Мухитом Исмаиловым и Бахтияром Абдрамановым.

Так кем же был наш прославленный предок, какой оставил на земле след? Иманжусип Кутпанулы (1863-1931 гг.) – участник народно-освободительного движения, поэт, композитор, певец, выдающийся сын казахского народа, внесший неоценимый вклад в историю страны. Его песни «Ерейментау», «Сарыарқа», «Қараөткел», «Сарыбел» широко известны казахскому народу.

Согласно историческим источникам в 1865 году волостной старшина Акмолинского уезда Ибрай Жаикпаев получил письмо от Кутпана Дайрабаева, проживающего в станице Песчаная Павлодарского уезда. В письме Кутпан просит выделить ему землю, как уроженцу Акмолинска, с целью переселения со всей своей семьей: женой Умит и четырьмя детьми – сыновьями Акшабаем, Шонаем, Иманжусипом и дочерью Батиш. Вскоре он поселился на отведенной ему земле в Кюйгенжаре. Кутпан был зажиточным человеком, рачительным хозяином, отличался богатырской силой. Известно, что в молодости он был храбрым воином в ополчении Кенесары. В округе его уважали за спокойный нрав, смекалку и мудрые решения. К младшему сыну Иманжусипу слава пришла рано. Кутпан гордился им: с малых лет Иманжусип легко объезжал самых сноровистых скакунов, не знал страха, обладал необыкновенной силой, крутым и прямым характером. На тоях молодежь ходила за ним толпой, каждый хотел услышать его песни, зажигательные речи. Да и внешность у него была яркая и необычная: высокого роста, больше двух метров, зеленоглазый, светлоликий. В байге ему не было равных, его скакунов знали все, а на кокпаре мало кто отваживался вступать с ним в единоборство.

Его творчество полюбилось людям. В своих произведениях Иманжусип Кутпанулы следовал традициям народных певцов, разоблачал несправедливость феодальной знати, ханов и султанов по отношению к народу. Он принял Советскую власть в надежде, что наступит время независимости, свободы и равенства. Когда началось повсеместное раскулачивание и конфискация имущества, Иманжусип с берегов земли Сыра переехал жить в Жамбылскую область. Он видел, что жертвами реформ стали не только баи, но и простые люди. Разочарование в Советской власти привело его к борьбе против нее.

20 декабря 1930 года его схватили и посадили в тюрьму, а весной 1931 года он был расстрелян на окраине Аулие-Аты. В 1960 году дело Иманжусипа Кутпанулы было пересмотрено, и с него частично сняли вину, а в 1990 году полностью признали невиновным.

В 2000 году в ауле Каргалы Шиелийского района мне удалось встретиться и поговорить с дочерью Иманжусипа батыра Куляндой аже, которой в ту пору был 101 год. Организовать эту встречу мне помог главный врач районной поликлиники, хорошо знающий историю родного края, Болат Кулимбетов. Из его рассказов узнал, что в 1911 году делегация из 40 знатных людей земли Сыра во главе с Кодаром батыром на конях прибыла в Сарыарку, чтобы вручить письмо Мансура Бекежанова (брат Нартая Бекежанова) Иманжусипу. Это письмо, написанное в стихах, осталось в истории под названием «Письмо Мансура к Иманжусипу». В нем Мансур приглашает батыра на берега земли Сыра, где жили его предки, чтобы помочь обездоленным людям.

 К огромной радости земляков он принял это приглашение и прибыл в местность Теликоль с несколькими табунами лошадей. В местности Жайсанколь Иманжусип дал большой ас на пять тысяч человек и организовал байгу, кокпар и состязания по казах куреси. Он помогал здесь бедным и обездоленным людям, справедливо решал спорные вопросы.

К сожалению, сохранилась лишь малая часть творческого наследия акына. Долгое время запрещалось не только исполнение его песен, но и упоминание имени. До нас дошли песни «Сарымойын», «Сарыарка», «Әкем Кұтпан», «Сарыбел»», «Бұғылы-Тағылы», «Ерейментау», «Сейфiл-Мәлiк». Еще четыре песни композитора вошли в сборник советского музыканта-этнографа А.В. Затаевича «Тысяча песен казахского народа».

Сын Иманжусипа – Нурхан, чудом спасшийся после гибели отца и выросший в Наманганском детском доме, всю жизнь занимался поисками сведений о батыре. После его кончины исследованием жизни и деятельности прославленного предка занялась его внучка, доктор философских наук, профессор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Раушан Иманжусип. Она часто приезжала в Кызылорду, Шиели и однажды мне посчастливолось встретиться с ней. По ее словам, в рамках проекта «Иманжусиповедение» опубликованы монографии, защищена докторская диссертация на тему: «Культурно-исторический портрет Иманжусипа». Проведены юбилейные торжества в пяти регионах Казахстана в том числе и в Кызылорде, возведены памятники и бюсты, имя Иманжусипа носят улицы и проспекты, дворцы культуры и стадионы, школы в Нур-Султане, областных и районных центрах. Издано 30 книг, созданы документальные фильмы, организовано 50 международных научно-практических конференций, более 150 вечеров памяти, семинаров и «круглых столов». В родовом селе народного композитора открыли культурно-образовательный центр «Иманжусип». Пантеон семьи Кутпановых зарегистрирован как памятник культуры XIX века.

В 2012 году с места расстрела Иманжусипа – кладбища на окраине Тараза, по инициативе Раушан Иманжусип был доставлен контейнер с землей.

Потомки по сей день помнят народного композитора. В ауле Жибек жолы, что под Нур-Султаном, работает школа имени Иманжусипа Кутпанулы. В холле учебного заведения установлен бюст Иманжусипа. На втором этаже размещены стенды с высказываниями известных личностей о его героических делах. В учебном заведении хранятся книги, рассказывающие не только о личности Иманжусипа, но и о эпохе, в которой ему довелось жить. В пришкольном музее хранится винтовка Иманжусипа. Оружие было найдено в Жамбылской области, где акын-импровизатор провел последние годы своей жизни. Еще одна реликвия – книга-воспоминание Жумабая Орманбаева, видевшего Иманжусипа. Есть здесь и уздечки коня Иманжусипа, которые сохранились благодаря Мукатаю Кулманбекову. Он был верным соратником акына-импровизатора, на второй день после его гибели Мукатай тоже был убит. Перед смертью он завещал своим детям, чтобы они передали эти уздечки детям Иманжусипа. И еще один экспонат – седло, которое Иманжусип сделал для младшего сына Нурхана.

Большую часть выставленных в музее реликвий составляют копии фотографий потомков батыра, одежда и домашняя утварь, ковры, гобелен, которыми пользовались родственники Иманжусипа Кутпанулы.

По словам Раушан Иманжусип, была фотография, на которой запечатлены Иманжусип и Сакен Сейфуллин. В 1927 году батыра, находившегося в Шиели, С. Сейфуллин пригласил в Кызылорду. Встреча была приурочена к 10-летию Октябрьской революции. Они сфотографировались во время этого праздника.

– Мой дед был не только акыном-импровизатором, но и искусным камшыгером, – рассказала Раушан Иманжусип. – Говорят, что он мог одной камчой навеять страх на целую свору врагов: одним ударом рассекал тело всадника надвое. Он обладал богатырской силой. Однажды на одной из Кояндинских ярмарок два подвыпивших царских офицера, прикрепив на ветку дерева портрет Кенесары, стреляли в него из пистолетов. Но вдруг из толпы вышел молодой парень, взял их за шиворот и столкнул лбами, да с такой силой, что оба впали в беспамятство. С тех пор в народе Иманжусип известен как «защитник Кенесары».

 Максут ИБРАШЕВ
Кызылординские вести / Третья полоса 12 сентябрь 2020 г. 679 0