• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Жив в памяти потомков

Аул имени Жанкожи батыра в Казалинском районе является административным центром аульного округа Арыкбалык. Населенный пункт находится более чем в сорока километрах от районного центра поселка Айтеке би. Здесь проживает 1692 человека, и все – от мала до велика – помнят и гордятся своим прославленным земляком, именем которого назван их аул.

Легендарным полководцем, лидером национально-освободительного движения казахов Приаралья Жанкожой батыром, без преувеличения, гордятся все жители региона.

Жалантос бахадур, Бухарбай, Есет и Актан батыр – список можно продолжать долго... Их имена сохранились в народной памяти, а подвиги их стали ярчайшими страницами истории края. Один из славных сынов Отечества – Жанкожа Нурмухаммедулы, ставший легендой при жизни. Борьбе с многочисленными внешними врагами родной земли он отдал 70 лет своей жизни.

Жанкожа родился в 1774 году на территории, где сегодня расположен аульный округ Арыкбалык Казалинского района. В семье он был вторым из пятерых детей. Вся его родня напрямую связана с богатырской династией. В частности, мать Кызай – младшая сестра известного каракалпакского батыра Нуртая. Дед Жанкожи Киикбай был женат на Тажи –
младшей сестре известного героя-военачальника Есета тархана из рода тама Младшего жуза. Киикбай был известным в Приаралье бием и батыром, одним из верных соратников Абулхаира хана. Прямым потомком батыра был и отец Жанкожи Нурмухаммед.

Уже в 15 лет имя Жанкожи стало широко известным в народе. Осенью 1789 года двоюродный брат отца Кылышбай хан со своим войском отправился в поход на Восток, чтобы вернуть свои богатства, когда-то награбленные и увезенные врагами. Юный Жанкожа в это время пас табуны лошадей. Услышав о походе, он втайне от всех оседлал скакуна и смешался с большой массой сарбазов. Кылышбай хан узнал о его присутствии, но не стал возвращать Жанкожу домой.

Враг был разгромлен, и когда войско держало путь домой, младший брат Кылышбая Куйеубай, пользуясь своим авторитетом, отнял у одного из сарбазов, сироты по имени Есенбек из рода каракесек, верблюда, пленную красавицу, скакуна и другие его трофеи. Апелляции и просьбы Есенбека к хану поддержки не нашли. Раздосадованный, он ехал позади всех и плакал. Ехавший верхом в стороне от воинов Жанкожа услышал от Есенбека о произошедшем и мигом поскакал в головную группу, где находился хан. Жанкожа был в ярости из-за несправедливого поступка родственника. На скаку он чиркнул секирой (боевым топором) у виска беззаботно ехавшего на лошади Кылышбая батыра. Хан упал с лошади.

Услышав об этой ужасной новости, отец Жанкожи Нурмухаммед обвязал ноги сына волосяным чембуром и поволок к Кылышбаю, который лежал при смерти, дабы совершить казнь…

Спустя время хан пришел в себя. Когда к нему вернулась речь, он промолвил: «Все случилось из-за моей ошибки. Если умру – ребенка не трогайте. Не перечьте ему. Лучше направьте его силу и топор, которым он бил меня, против врага. Я уверен, что отныне знаменем справедливости и защитой народа будет отважный Жанкожа…». Так гласит легенда.

…Прошло три года. В одной из битв каракалпакский батыр Тыкы убивает почтенного бия рода алим Жылкайдара, грабит его селение и забирает стада. Грабителей догнало войско, в котором был и Жанкожа. В поединке он убил Тыкы батыра. А еще через четыре года в походе на север Жанкожа вершит правосудие над Хангельды батыром, убивавшим казахских джигитов его аула и угонявшим скот.

…Жанкожа, отстаивая справедливость, был способен пренебречь собственной выгодой и безопасностью. Заступаясь за простой народ, он враждовал с баями своего аула. В этот период жизни он обладал не только богатырской силой, но и организаторскими способностями и мастерством военачальника. Постепенно пришло признание, вследствие чего к нему потянулся народ. Жанкожа в роли бия разрешал споры и пользовался большим уважением. Другие бии, лишенные хлеба и взяток, задумали ликвидировать Жанкожу. Узнав про это и обидевшись на близких и родственников, он уехал на берега Жайыка. Там он стал соратником известных батыров Есета, Ерназара, Бекета…

Шли годы. Жанкожа сильно тосковал по Родине. Казалинский батыр жадно слушал вести об ауле, о близких, а на зимовку обязательно приезжал в Каракумы, чтобы быть ближе к дому…

В первой половине XIX века на казахских землях низовий Сырдарьи господствовали беки Кокандского ханства. Алим хан правил в Сайраме и Шымкенте, его наследник Омар подчинил Туркестан. «В 1814 году в целях расширения владений вниз по течению Сырдарьи кокандцы обложили налогами и данью местных казахов, – писал русский географ, исследователь Средней Азии А. Макшеев. – Кокандцы укрепляют Сауран и строят крепости Жанакорган, Жолек, Кумискорган, Шымкорган и Коскорган. В 1817-м начинается строительство Акмечети на левом берегу Сырдарьи. Но после наводнения крепость уходит под воду, и строительство переносится на правый берег».

Началась кровавая эпоха утверждения колониальных порядков и вытеснения коренных обитателей степи с обжитых мест. Оседлые казахи не уезжают и платят дань. Однако кокандцы не останавливаются на этом – они убивают всех биев и батыров, истребляют старейшин и начальников, подвергают население Приаралья мощному гнету.

Ориентировочно в 1840 году близ Туркестана кокандцами были убиты единственный сын Курбана бия, возглавлявшего род тама, и Сарман би. Курбан би отправил гонцов к батырам трех жузов. Узнал об этом и Жанкожа. В тот же период пришло сообщение от Кенесары хана из Улытау.

Так в 1841 году начался исторический поход на кокандских захватчиков. С войском из 600 сарбазов, в числе которых были Тоганай, Кыстаубай, Сатыбалды, Копжасар, Бердибай, Кызылбас палуан и другие батыры, было завоевано более 20 укрепленных пунктов вдоль Сырдарьи. Дойдя до Созака, Кенесары хан дал трехдневный срок на сборы войск ханов трех жузов. С пометкой, что в случае, если весть не дойдет, атаковать будет самостоятельно. Поняв истинные причины спешки, Жанкожа со своим войском за одну ночь совершил марш к Созаку. «Кене хан считает, что нас мало и сил у нас недостаточно. И наверняка думает, что мы просто не успеем к началу битвы. Значит, мы пойдем наперерез войскам, идущим на помощь кокандцам, и внезапно атакуем их», – сказал он сарбазам. Жанкожа организовал засаду в ущелье Каратау и разбил большое войско. Плененного Тагана батыра привезли в Созак... Потом штурмом взяли город-крепость Созак. Об этом подвиге Жанкожи рассказывали ханские акыны, в частности, Торемурат жырау в состязаниях с акыном Догалаком…

В 30-х годах XIX столетия земли до Коскоргана (местность около нынешнего Жосалы) принадлежали кокандцам. На Куандарье хивинский бек Уайс-Нияз безжалостно казнил тех, кто не платил дань. Кстати, были и те, кто предал казахов и служил хивинскому хану. Среди них Саукым Бокеев, Ермуханбет (Елекей) Касымулы, Жангазы Шергазыулы, Кайыпкали Есимулы. Хивинцы построили укрепление Бескала, однако в честь своего предводителя называли его Бабажан. Это был тот самый Бабажан, который в 1839 году связав руки и ноги брата Жанкожи Акмырзы батыра, утопил его в Сырдарье.

Осенью 1845 года началось восстание казахов земли Сыра. Они окружили крепость и послали гонца к Жанкоже батыру. С помощью прибывшего со стороны Аральского моря Актана батыра из рода каракесек войска Бабажана были полностью разгромлены. Кровопийца был казнен, а его сына Майкару, а также Жангазы хана, предателя Рахманкула, пленили и отдали на расправу Жан-
коже. Возглавив народно-освободительное движение, он одну за другой громил крепости на Сырдарье и Куандарье.

В конце лета 1847 года ставленники правителя Хивы Кожа-Нияза – Елекей Касымулы и Жангазы Шергазыулы с 1500 сарбазами сожгли тысячи домов на правом берегу Сырдарьи, истребили аулы родов торткара и жакайым. Жанкожа, находившийся на Иргизе, спешно собрал войска, по пути в Казалинск заехал в крепость Раим и попросил помощи у царской армии. Не дождавшись поддержки, батыр взял курс на переправу Каралан. Форсировав Сырдарью, Жанкожа с ходу атаковал крепость Жанкала и поджег ее. Догнав убегающих хивинцев на Куандарье, нанес им сокрушительный удар.

Казахи Приаралья настолько были истощены и устали от бесконечных набегов врагов, что только и мечтали о мирной жизни. И были вполне уверены, что это спокойствие и мир принесет дружба с царской Россией. Поэтому русских переселенцев на земле Сыра они встретили радушно.

Следует отметить, что до 1845 года Жанкожа не сталкивался с русскими. В свое время он не препятствовал строительству Раимского укрепления (Аральск), рассчитывая на русских как на союзников в своей борьбе против Коканда. Он помог русским войскам при взятии крепости Жанкала. Однако при экспансии царизма на юг рано или поздно должно было произойти столкновение Жанкожи с царской администрацией. Так и случилось.

Было несколько причин восстания местного населения. Главное – царская администрация начала переселять казацкие семьи из Оренбурга и Уральска, им предоставлялись плодородные земли по берегам Сырдарьи, вытеснялись исконные хозяева.

Несмотря на глубокую старость Жанкожа, а ему было 83 года, вновь сел на коня и взял в руки оружие. Летом 1856 года он возглавил повстанческое движение. Сконцентрировав силы в местечке Ушоткел в Кызылкумах, в декабре 1856 года Жанкожа батыр с 1500 сарбазами начал штурм Жанкалы. Среди его соратников – Сырлыбай
Шабакулы, Умбет Алимулы, Аманкожа Ауменов и другие. В восстании приняли участие все казахские роды, населявшие берега Сырдарьи. Вооружены они были топорами, дубинами и палицами, копьями и луками, некоторые фитильными ружьями.

Губернатор В.А. Перовский 1 января 1857 года отправил генерал-майора Фитингофа в Казалинск с вооруженным до зубов отрядом. К ним примкнул с полтысячей воинов Елекей Касымулы.

В урочище Арыкбалык западнее Казалинска произошло решающее сражение. В рядах восставших было более трех тысяч человек, по преимуществу это была беднота, не имевшая лошадей. Ядра пушек толпами валили сарбазов Жанкожи батыра. Тем не менее воины Жалмырза Акмырзаулы, Сырлыбай Шабакулы и Тумыша Шожикулы проявили подлинный героизм. Жанкожа батыр в одиночку бился в авангарде. Его едва сумели увести с поля боя Жалмырза, Бекмырза и Аргынгазы. Пришлось отступить... Отряд Фитингофа преследовал отступающих до устья Жанадарьи. Карательные отряды отбили огромное число скота.

Весной 1860 года Жанкожа батыр, мечтавший вернуться на родную землю, прибыл в местечко Коянбай и остановился на ночлег около гор Каратыма. После привала во время кочевки он хотел присоединиться к родным. Однако его мечтам не суждено было сбыться. Бывший султан Елекей Касымулы организовал на него покушение… Именно ему правительство поручило возглавить карательную экспедицию по окончательному уничтожению очага сопротивления. Когда аул был окружен, никто из казахских джигитов не решился напасть на его юрту, они чтили Жанкожу как святого. Надев кольчугу, видя, что сопротивление бесполезно, батыр, выйдя из юрты, поднялся на высокий камень и спокойно сел, направив лицо на запад. Пуля, направленная палачом издалека, положила конец его жизни.

До последнего дыхания Жанкожа батыр не изменял своим принципам и выбранному пути – защищал родную землю, боролся за справедливость, охранял покой и независимость своего народа, искоренял воровство, был против насилия и бесчинств. Прославившийся геройскими подвигами Жанкожа батыр превратился в легенду.

Между поселком Айтеке би и Казалинском находится мавзолей Жанкожи батыра. Его имя носит один из аулов в Казалинском районе. Памятники герою воздвигнуты в Кызылорде, Актобе и посёлке Торетам. Его именем названы улицы во многих городах Казахстана.

Знаменитому батыру посвящены многие произведения народного творчества. «Жанқожа туралы өлең» до сих пор является популярной песней у казахов. Такие жырши-сказители, как Торемурат, Мысабай, Жумабек Айбарбекулы, Нурсултан Жубаулы, Караман Султанулы за сюжетную основу своих произведений брали подвиги Жанкожи батыра.

Мазар (торткулак) Жанкожи батыра находится в 125 километрах от аула Каукей на границе с Узбекистаном. Кстати, здесь расположена пограничная застава «Қызылқұм», которой два года назад было присвоено имя доблестного полководца Жанкожи батыра.

Памятник прямоугольной формы сложен из кирпича, снаружи и изнутри оштукатурен. Углы-саганы выделены пилястрами, которые над стенами завершаются остроконечными надвершиями высотой пятьдесят сантиметров. Вход оформлен как предвратное сооружение, внутреннее помещение которого перекрыто тремя расположенными в один ряд цилиндрическими «куполами» на невысоких квадратных барабанах. По верхнему краю наружных стен саганы в горизонтальной выемке выполнен орнаментальный фриз – резные изображения «қошқар мүйіз».

Жанкожа батыр настоял на том, чтобы его похоронили на границе с Узбекистаном. И даже после смерти великий полководец хотел охранять свою землю.

Неподалеку от его могилы расположен дом для приезжих, где есть комнаты для молитв и ночлега. Сюда приезжают паломники со всех уголков страны, чтобы совершить зиарат, поклониться духу батыра и попросить благословение.

В честь 240-летия легендарного полководца решением местных властей 2014-й год был объявлен годом Жанкожи батыра. В связи с этим в населенном пункте произошли заметные преобразования. В ауле были отремонтированы дороги, установлены фонари ночного освещения, был построен парк, провели капитальный ремонт средней школы. В соответствии с распоряжением акима области аул Жанкожи батыра был включен в список опорных населенных пунктов.

Старожилы вспоминают, что в советское время здесь был совхоз «40 лет Казахстана» – одно из крупных животноводческих хозяйств Казалинского района. После обретения независимости оно было преобразовано в аульный округ Арыкбалык. Со временем от него отделились аулы Коларык и Шакен, которые стали самостоятельными аульными округами.

Животноводство и сегодня остается основным занятием и источником дохода для сельчан. По словам акима аульного округа Маулена Кайруллаева, за последние пять лет на развитие малого бизнеса жителям выдано кредитов на сто миллионов тенге, что оказало положительное влияние на решение проблем с безработицей. Только за прошлый год на открытие своего дела сельчанам было выделено кредитов на сорок миллионов тенге.

С начала нынешнего года в рамках проекта «Бизнес Бастау» безвозмездные гранты по 555 600 тенге на реализацию проектов получили семь человек. На эти средства люди купили коров, лошадей и занялись животноводством. В настоящее время в аульном округе действует более восьмидесяти субъектов предпринимательства. Это крестьянские хозяйства, индивидуальные предприниматели, производственные кооперативы и ТОО.

С каждым годом крепнет аул имени Жанкожи батыра. Здесь есть средняя школа, детский сад на 90 мест, сельская врачебная амбулатория с дневным стационаром на 10 коек, библиотека с книжным фондом 23 тысячи экземпляров, клуб, мечеть, ветеринарный пункт.

Два года назад сбылась мечта аульной молодежи – завершилось строительство двухэтажного спортивного комплекса. В высоком и красивом здании для будущих чемпионов созданы все условия: есть большой зал, где работают секции волейбола, казах куреси, имеются раздевалки, медпункт, где перед каждой тренировкой спортсмены проходят медосмотр. На втором этаже действует тренажерный зал, оснащенный современным оборудованием. До открытия спорткомплекса дети и молодежь аула посещали дворовый клуб, где и сегодня действует спортивная площадка с искусственным газоном.

Статус опорного населенного пункта поставил перед жителями немало важных задач. Прежде всего в целях улучшения экологической обстановки в ауле и его окрестностях посадили саженцы различных деревьев, за которыми ухаживают сами сельчане. Центральный парк сегодня стал настоящей гордостью жителей. Здесь много зелени и малых архитектурных форм, что невольно привлекает внимание людей, попавших в аул впервые. В ауле также открыли аллею Победы и аллею ветеранов.

Работа по благоустройству села продолжается и в нынешнем году. Так, по госпрограмме «Дорожная карта занятости» в населенном пункте ремонтируют дороги, здание Дома культуры. Это учреждение открыли в 1981 году. Директором Дома культуры тогда был назначен Жандильда Баймуратов, который начал с того, что открыл первый драматический кружок. Большой энтузиаст своего дела, он много ездил по населенным пунктам района и отбирал для кружка талантливых людей, которых заразил рассказами о больших и малых театрах мира. С того времени начались постановки первого в ауле драмкружка. Со временем в Доме культуры появились и другие различные кружки.

В 1989 году самодеятельные актеры приняли участие в республиканском смотре региональных театров, который состоялся в Аральске. Они представили вниманию зрителей спектакль «Каракумская трагедия», поставленный по мотивам пьесы Оразбека Бодыкова. Надо сказать, жюри смотра было весьма компетентным – в его составе были один из первых казахских режиссеров Аскар Токпанов, известная танцовщица Шара Жиенкулова, народная артистка Казахской ССР Бикен Римова, а также представители Министерства культуры Казахской ССР. После непродолжительного обсуждения члены жюри пришли к единому решению присвоить драматическому кружку совхоза «40 лет Казахстана» Казалинского района статус народного.

Позже при Доме культуры был создан народный театр, который стал особой гордостью сельчан. В его постановках задействованы простые аулчане, все активнее подключается молодежь. Вниманию публики были представлены спектакли «Еңлік-Кебек», «Қош, махаббат!», «Қасқыр қақпан» и другие. Разумеется, коллектив в своем творчестве особое место внимание уделяет Жанкоже батыру. К примеру, местный поэт и журналист Жумабек Табынбаев написал сценарий, посвященный подвигам батыра. Вместе с режиссером он и поставил спектакль. Роли в нем исполнили, а также были заняты в массовых сценах жители аула. Образ Жанкожи батыра на сцене мастерски воплотил Алмат Аралбаев. Получился полномасштабный спектакль с массовками о героической жизни Жанкожи Нурмухаммедулы, память о котором будет жить в веках.

Подготовил Ораз НУГМАНОВ

Кызылординские вести / Третья полоса 19 сентябрь 2020 г. 766 0