• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Профтехобразование: от ПТУ до высших колледжей

  2 октября исполняется 80 лет системе технического и профессионального образования в Республике Казахстан. Это знаменательная дата не только для профильного педагогического сообщества, но и для тысячи рабочих и служащих — выпускников профессионально-технических училищ, техникумов и колледжей.


Трудовые резервы — фронту!

Перед второй мировой войной началась глобальная милитаризация советского общества: граждане сдавали нормы ГТО, учились стрелять, ходили строем, прыгали с парашютом. Государство понимало: для победы над потенциальным противником нужны не только солдаты, но и те, кто сможет обеспечить армию всем необходимым — квалифицированные рабочие.

Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». В Указе были определены два типа учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения с 6-ти месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий; ремесленные и железнодорожные училища для подготовки квалифицированных рабочих с двухгодичным сроком обучения. Прием в них проводился посредством призыва (мобилизации) и в порядке добровольного набора молодежи. Учиться в таких школах было идеологически престижно. Кроме того, государство всячески поддерживало выбор людей в пользу рабочих профессий и брало учащихся на полное обеспечение - им предоставлялось жилье, льготный проезд, форменная одежда (как для повседневной носки, так и для работы), бесплатное или льготное питание. Отличники учебы получали льготы, чтобы поступить в профильные вузы.

Так у Советского Союза появилась возможность планомерно обеспечивать народное хозяйство кадрами молодых рабочих. Идея государственных трудовых резервов с честью выдержала испытание в годы Великой Отечественной войны. Люди направляли свои усилия на борьбу с врагом. В училищах и школах трудовых резервов этот боевой дух находил свое выражение не только в выполнении специальных заказов для армии, но и в использовании своего свободного времени для нужд фронта.

Так, всего в годы Великой Отечественной войны учебные заведения профессионально-технического образования подготовили почти 2,5 миллиона молодых квалифицированных рабочих. Несмотря на большую занятость, у ребят хватало еще сил работать на общественную копилку. В то время все люди в стране отдавали личные сбережения в фонд Победы. Во имя этого дня не жалели сил и комсомольцы из трудовых резервов. Они часто работали на субботниках и воскресниках, а во время внеурочных работ мечтали о создании грозных боевых машин, на броне которых были бы выбиты названия и эмблемы, красующиеся на петлицах шинелей и на околышах форменных картузов. В результате на заработанные комсомольские деньги фронт получал танки, бронепоезда, торпедные катера, самолеты, артиллерию…


Годы восстановления и новых реформ

Не менее яркий подвиг совершили трудовые резервы и после войны. На их плечи легла тяжесть восстановления разрушенного войной хозяйства. Широкий размах восстановительных работ и нового промышленного строительства требовал большого количества рабочих рук. В промышленность, строительство, на транспорт вливались миллионы демобилизованных воинов и репатриантов. За годы четвертой и пятой пятилеток система государственных трудовых резервов подготовила более трех миллионов молодых рабочих. За достигнутые успехи в подготовке квалифицированных рабочих для народного хозяйства многие профессиональные училища были награждены орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета» и другими наградами. Помимо этого, за подготовку высококвалифицированных рабочих, учебно-воспитательную работу, эстетическое, физическое воспитание, научные исследования Государственному Комитету СССР по профессионально-техническому образованию в апреле 1980 года была вручена международная премия «Золотой Меркурий».

В 1959 году все учебные заведения, входившие когда-то в систему государственных трудовых резервов, были преобразованы в профессионально-технические училища. Отношение к ПТУ с течением времени менялось, на фоне культа высшего образования, созданного в 1970-е годы, их стали считать как учебные заведения для ленивых.

В 1987 году постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР профессионально-техническая система, как самостоятельная отрасль производственного образования была ликвидирована. Все училища вошли в состав Министерства просвещения. Система растворилась и потеряла не только свою самостоятельность, но и значимость, поскольку задачи у этих систем разные: общее образование дает знания, а профтехобразование – навыки и умения производства, т.е. учит работать.


Время позитивных перемен

Сегодня в Казахстане 787 учебных заведений технического и профессионального образования с контингентом 466,4 тысячи студентов. Из них 456 государственные, 331 – частные. Преобладающая часть молодежи получает образование на базе 9 класса. По данным Министерства образования и науки РК в 2019-2020 учебном году востребованные на рынке труда рабочие специальности получили свыше 140 тысяч юношей и девушек, из них постоянные рабочие места получили 72 процента.

С 2017 года реализуется проект «Бесплатное техническое и профессиональное образование для всех», в рамках которого
молодые люди получают первую рабочую специальность бесплатно. Эта мера, например, способствовала снижению доли молодежи категории NEET с 9,5 процента в 2016 году до 7 процентов (2019 г.).

Востребованных специалистов технического профиля готовят и в нашем регионе. Сейчас в области этим занимаются 30 колледжей, из них 17 государственные, 13 – частные. В числе старейших учебных заведений – аграрно-технический высший колледж имени И. Абдукаримова, политехнический колледж имени М. Иксанова, колледж строительства и бизнеса имени С. Ыскакова и другие. Во всех учебных заведениях налажено эффективное партнерство с предприятиями региона. Благодаря этому выпускники колледжей после их окончания чувствуют себя уверенно на рынке труда, а предприятия заинтересованы в их трудоустройстве.

В колледжах созданы оптимальные условия для учебы: современной техникой и оборудованием оснащены мастерские и аудитории. Переход к дуальной системе идет полным ходом, поэтому здесь в первую очередь уделяется внимание повышению квалификации педагогов и мастеров производственного обучения, создаются механизмы по их стимулированию.

Сейчас рабочие специальности с соответствующей квалификацией, по словам специалистов городского центра занятости, идут нарасхват: требуются электросварщики, машинисты, трактористы, электрики, токари, штукатуры, плотники... По данным Министерства труда и социальной защиты населения в Казахстане наблюдается наибольшая потребность в кадрах для транспортной отрасли, горно-металлургической, в нефтяном секторе, туристической индустрии и машиностроении. Семьдесят процентов заявленной потребности приходится на работников со средним техническим и профессиональным образованием, около пятнадцати процентов – с высшим образованием. Это значит, что для специалистов с техническим и профессиональным образованием открываются большие возможности.


Жанибек ИСАЕВ,

директор высшего колледжа имени Текея батыра Карпыкулы

Кызылординские вести / Третья полоса 01 октябрь 2020 г. 662 0