• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КАРАКУМСКОЕ ВОССТАНИЕ: ЗА ПРАВО БЫТЬ СВОБОДНЫМИ

Индира АБДРАХМАНОВА
В Кызылординском государственном университете имени Коркыта ата прошла научная конференция на тему «Причины и историческая ценность национально-освободительного Кызылкумского и Каракумского восстания 1930 года». В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты КГУ имени Коркыта ата, учителя истории средних школ города.
С докладами выступили доктор филологических наук, профессор Багдат Карбозулы, кандидат географических наук, профессор Кали Омаров, научный сотрудник НИИ «Коркытоведение и история Казахстана» Бахытжан Ахметбек, кандидат исторических наук, профессор кафедры «История Казахстана» Меруерт Ансатова, а также полковник запаса, член Союза журналистов РК Амирхан Бакиров.
Как было отмечено, в декабре 1927 года состоялся очередной съезд ВКП (б). Согласно его решениям, за короткие сроки, к весне 1932 года, сельское хозяйство должно было превратиться в коллективное. Коллективизация проводилась насильственными методами, без учета особенностей жизни коренного населения. Жестокие насильственные меры, которые сопровождали этот процесс, проявлялись в незаконных арестах крестьян, лишении избирательных прав, выселении.
Крупные выступления крестьян имели место практически на всей территории республики. В Архиве Президента Республики Казахстан хранится донесение начальника Казалинского районного отдела НКВД следующего содержания: «В марте 1930 года под руководством авторитетного ишана Казалинского района Акмурзы Тасова была организована вооруженная банда – группа из байско-мусульманского элемента, в которую также была вовлечена часть бедняков и середняков. Основной целью банды был отказ от уплаты госпоставок, хлебо-сдачи. Этим бандитским восста-нием охвачено восемь административных аулов Казалинского района, а также часть аулов Кармакчинского района. После того, как была разгромлена банда Акмурзы, в августе 1930 года против мероприятий партии и правительства по хлебоуборке и сдаче хлеба государству выступила банда, организованная баем Акжаном Акмамбетом, выходцем из рода асан. Впоследствии восстание банды стало называться по имени рода – Асановским бандитским восстанием. В подавлении как банды Акмурзы, так и «Асан» участвовали части регулярных войск Красной Армии, а руководители этих банд были пойманы и репрессированы органами ОГПУ НКВД, однако часть их сумела скрыться и эмигрировать в Афганистан».
В большинстве исследований восстание в нижней части Сырдарьи проходит как Каракумское восстание. В марте 1930 года на территории Кармакчинского района в местности Карабогет прошел сход жителей близлежаших аулов, заселенных, в основном, жителями рода алтын. Выступивший перед ними мулла Жумагазы Баимбетов объяснил суть политики коллективизации в Казахстане, остановившись на ее ошибках, которые приведут казахский народ к разорению, также он выразил свое несогласие с религиозной политикой, которая старается принудить народ отказаться от ислама, закрывая мечети. Жумагазы сказал, что ничего полезного от такой власти казахам не будет, и призвал всех откочевать в Каракумы, где они будут защищаться от Советской власти. После этого призыва 700 семей откочевали в Каракумы, где 17 марта восставшие избрали Жумагазы Баимбетова ханом. Численность восставших увеличивалась с каждым днем. К ним примкнули новые группы во главе с Баймагамбетом Талканбаевым, Кенжебаем Тыныштыковым и Тлеугали Ахметовым.
Отряд Жумагазы Баимбетова был не единственным отрядом восставших в Каракумах. Здесь же располагались отряды избранного ханом Прмаганбета Лаубаева и братьев Караевых – Нурхана и Жумаша, всего насчитывалось около 2000 человек, 300 из которых вооружены.
По разным данным, ранней весной 1930 года численность восставших, сосредоточенных в аральских Каракумах, составила от 5 до 16 тысяч человек, 10 тысяч из которых были сарбазами. Сюда стекались большие массы недовольных политикой коллективизации не только юга, но и Центрального и Западного Казахстана. Мятежное крестьянство предъявило требования: возврат из ссылки незаконно репрессированных крестьян, возврат их конфискованного имущества и скота; свобода религии; обложение крестьян прогрессивным подоходным налогом; принцип добровольности при коллективизации; поднять при решении вопросов статус схода аула; в Каракумах народу разрешить организовать самостоятельные аулы.
Каракумское выступление крестьян было подавлено 8-й Оренбургской дивизией. «Тройка» ОГПУ в Казахстане приговорила 175 человек к расстрелу, 172 были осуждены и отправлены в исправительно-трудовые лагеря сроком от двух до десяти лет, многие были высланы в Восточную Сибирь.
Поголовье скота и численность населения в республике резко сократилось. Например, в 1930 году убыло 317 373 человека, скота –
11 904 900 голов. В 1931 году убыло 754 888 человек, скота – 20 935 924 головы. Против насильственной коллективизации и оседлости выступил А. Букейханов, который как ученый-агроном обосновал необходимость постепенного перевода казахов на оседлость; М. Дулатов бил тревогу: «Казахский народ кочует не потому, что хочет кочевать, а кочует, учитывая климатические условия». Известно выступление
Т. Рыскулова на сессии ВЦИК СССР, где он говорил о губительных последствиях для казахов установленных норм содержания скота 6-7 голов в личной собственности. Даже Сталин в статье «Головокружение от успехов», опубликованной в марте 1930 года в газете «Правда», вынужден был признать, что в коллективизации были «допущены большие перегибы».    
Участники конференции ознакомились с книжной выставкой.
31-10-2015 31 октябрь 2015 г. 0 0